В среду в Москве в Музее науки и техники «Сфера», расположенном по адресу улица Ивана Франко, дом 22, корпус 1, произошел взрыв. ЧП случилось около 13.00 во время экскурсии «Знакомьтесь — робот». Сотрудник музея демонстрировал пришедшим на экскурсию детям эксперимент с «холодным огнем».
По неизвестным причинам колба с химическими реагентами взорвалась в руках у сотрудника. Рядом с ним в этот момент находились пятеро детей (сколько всего детей принимали участие в экскурсии, неизвестно).
По данным РИА «Новости», сотруднику музея при взрыве оторвало руку. Все пять детей, передавали информагентства, также получили ранения.
Как сообщил «Газете.Ru» замначальника УВД по ЗАО Анатолий Костин, действительно, при взрыве сильнее всего пострадал 23-летний сотрудник музея, который проводил химический опыт.
«С тяжелой травмой он был доставлен в городскую больницу № 71, — рассказал Костин. — В настоящее время он в реанимации». По данным «Газеты.Ru», у пострадавшего работника музея высшее образование по специальности «химия» и «биология», он несколько лет проработал в Политехническом музее. В Следственном комитете по Москве сообщили, что сейчас экскурсовод работал учителем химии и биологии.
Госпитализированы были и пять пострадавших детей. Их отправили в детскую Морозовскую больницу «для установления степени тяжести травм».
Самому младшему из госпитализированных шесть лет, он живет в Москве. Остальные четверо (им от 10 до 12 лет) приехали в музей из подмосковного лагеря отдыха. «Чтобы посетить выставку, они списались с музеем по интернету», — сказал Костин.
Позже в Следственном комитете по Москве сообщили, что ранения получили только четверо старших экскурсантов. По данным следствия, у мальчиков — учеников школы «Мир знаний» — зафиксированы резаные раны рук и головы.
Как отмечают сотрудники правоохранительных органов, музей «Сфера» не является муниципальным учреждением — это частное предприятие. «В настоящее время на месте происшествия работают эксперты, которые устанавливают, какое вещество использовалось при проведении эксперимента, — сказал Костин. — Устанавливается, имел ли право этот человек показывать опыты. Проверяем документы, подтверждающие законность организации музея».
Возбуждено уголовное дело по по ст. 218 УК (нарушение правил использования взрывчатых веществ), расследование которого передано в Главное следственное управление Следственного комитета по Москве.
В музее от комментариев отказываются.
Как сообщается на сайте музея, «как в настоящей лаборатории, в музее «Сфера» полагается экспериментировать». Действуют четыре выставки, посвященные роботам, телефонам, фототехнике и микроскопам. Все экспонаты разрешено трогать руками. На экскурсии «Знакомьтесь — робот», куда можно приводить детей от пяти лет, рассказывают о принципах действия и устройства роботов. Об экспериментах, которые проводятся во время экскурсии, на сайте ничего не говорится.
«Холодный огонь» — весьма распространенный химический опыт по горению эфиров кислот, который можно провести даже в домашних условиях.
«Холодное» пламя отличается низкой скоростью горения, причем тепло удаляется из сферы реакции быстрее, чем выделяется в процессе горения. В результате средняя температура для некоторых видов «холодного огня» не превышает несколько десятков градусов по Цельсию (обычный огонь имеет температуру около 1000 градусов). Самым распространенным опытом такого рода является горение этилового эфира борной кислоты. Для этого нужно смешать спирт и кислоту плюс соляную или серную кислоту. Так получается холодное пламя. Однако если по каким-то причинам спирта в системе окажется слишком много (например, он был добавлен в избытке), то после выгорания эфира начнет гореть сам спирт. Он уже горит обычным «горячим» огнем со всеми вытекающими последствиями.
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов уже заявил, что поручил столичному детскому омбудсмену Евгению Бунимовичу «взять дело под личный контроль и при необходимости оказать помощь пострадавшим». Уполномоченный заявил, что непонятно, почему при проведении опытов с особо опасными веществами в музее не соблюдались меры безопасности. «Дети должны были быть снабжены защитными очками и спецодеждой. — отметил Астахов. — Эксперименты нужно проводить за перегородкой, чтобы осколки колб и ядовитые вещества не могли травмировать зрителей. Безопасность детей должна быть абсолютным приоритетом. А все лица, которые нарушают меры безопасности, должны быть привлечены к ответственности».