Убийцы поджидали ректора Института теологии и международных отношений им. Маммадибира аль-Рочи Максуда Садикова во дворе около дома 110 на улице Абубакарова в Махачкале. Садиков возвращался домой на машине и притормозил около магазина. Его сын вышел за продуктами, а в автомобиле оставались ректор и его племянник Зелимхан Мусаев, который, по некоторым данным, работал у дяди телохранителем. «В этот момент к ним подошли двое неизвестных людей и расстреляли их — ректор и его племянник скончались на месте от полученных ранений, — сообщил «Газете.Ru» представитель Следственного комитета по Дагестану. — По предварительным данным, преступники использовали пистолеты».
«Возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 105 (убийство двух человек) и ст. 222 (незаконный оборот оружия), — пояснил сотрудник СК. — Следователи опрашивают местных жителей, устанавливают детали преступления, идет розыск нападавших».
У следствия уже есть основная версия. «По всей вероятности, это убийство из-за профессиональной, религиозной и общественной деятельности Садикова», — пояснили в СК.
Представитель ведомства отметил, что ректор занимался в основном научной деятельностью, но тем не менее «имел влияние на больших людей».
В частности, в конце мая Садиков был участником встречи в Махачкале первого замруководителя администрации президента России Владислава Суркова с представителями духовенства республики.
Садиков был кандидатом экономических наук и доктором философских. Он учился в четырех московских вузах, в том числе в МГУ и Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Работал в Министерстве национальной политики России в конце 90-х годов, затем перешел в Министерство по делам федерации и национальностей России. В Махачкалу он приехал в середине двухтысячных годов.
Говоря о религии, ректор института утверждал, что главное оружие в борьбе с религиозно-политическим экстремизмом — это религиозное просвещение. Он критиковал идеи ваххабизма и открыто заявлял, что в его институт не будут брать последователей радикальных и иных идеологий.
Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявил, что мусульмане скорбят по погибшему. «Гибель мусульманского ученого, ректора одного из крупнейших мусульманских учебных заведений в России — тяжелейшая потеря для исламского просветительства и образования в России и серьезный удар по традиционному исламу», — отметил муфтий.
Это уже второе убийство общественных деятелей на Северном Кавказе за последние две недели.
26 мая на окраине Владикавказа было обнаружено тело 71-летнего декана филфака университета, народного поэта Шамиля Джигкаева.
Преступник перерезал ему горло. Как говорят источники в правоохранительных органах, голова едва держалась на шее. Высказывались предположения, что убийство декана могло быть местью за написанное им в 2009 году на осетинском языке стихотворение. Тогда паломники, совершавшие хадж, остановили свой автобус в Беслане, в районе кладбища, где похоронены жертвы теракта, совершенного в школе № 1, чтобы справить нужду. Джигкаев осудил этот поступок в своем произведении.
Подозреваемый в совершении убийства Давид Мурашев был убит в ходе спецоперации 31 мая. Позже правоохранительные органы задержали по подозрению в причастности к преступлению 18 прихожан местной суннитской мечети, в том числе ее имама Кулата Исмаилова. Четырнадцати из них были предъявлены обвинения в хранении наркотиков, оружия и экстремистской литературы.