Из четвертого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России, где командиры больше года брали дань с летчиков, все еще никто не уволен. Об этом в интервью радио «Эхо Москвы» сказал заместитель главкома ВВС России генерал-майор Виктор Бондарев, который возглавлял комиссию ВВС, работающую в Липецке. На время расследования, по словам Бондарева, вышел «приказ начальника центра о временном отстранении от должности руководящего состава». Впрочем, в пресс-службе ВВС «Газете.Ru» эту информацию пока не подтверждают.
По словам генерал-майора, комиссия выяснила, что поборы с ежемесячных премий брались с третьей эскадрильи, в которой служил старший лейтенант Игорь Сулим, первым сообщивший в своем блоге о дани в элитных войсках. (Бондарев уточнил, что Сулим написал рапорт об увольнении, но пока продолжает службу.)
Глава комиссии сообщил, что ежемесячно эскадрилья выплачивала вышестоящим командирам 185 тыс. рублей. Однако, уточнил он, на деле военнослужащие эскадрильи собирали гораздо больше — «порядка 285—290 тыс.». 185 тыс. военные отдавали заместителю авиационной группы, в которую входят несколько эскадрилий, пояснил он, а остальные деньги просто распределяли внутри подразделения — тем сослуживцам, которым премию не дали.
«Может, уголовного преступления в этом нет, а административное есть. Два капитана вот были лишены за взыскания, а командир эскадрильи принимает решение давать им деньги. Что, слова министра обороны для них ничто?» — заявил Бондарев.
Бондарев обвинил офицеров эскадрильи в трусости. По его словам, во время проверки командир эскадрильи Кубырев сначала устно рассказал ему о нарушениях, а потом подал рапорт, в котором опровергал собственные слова.
«Я им о трусости высказывал все. Они целый год платили, трусили сказать о нарушениях. Не трусить просьба к офицерам. Ни одного обращения письменного не было ни в УФСБ, ни к прокурорам», — закончил Бондарев.
Конкретно Сулима генерал-майор упрекнул в том, что о поборах он не рассказывал даже «собственному отцу» — генерал-майору Игорю Сулиму, который «возглавляет один из отделов управления авиации» (ранее сообщалось, что он занимал должность начальника управления фронтовой и армейской авиации ВВС).
«Газета.Ru» попросила прокомментировать сказанное главой комиссии самого Игоря Сулима.
— Игорь, какова сейчас ситуация в центре и как вы относитесь к выводам комиссии?
— Сразу скажу, я не комментирую ход расследования, но могу пояснить ситуацию, мое эмоциональное состояние и моих товарищей. Виктор Бондарев в своем выступлении упомянул только нашу третью эскадрилью. Но кто-нибудь поставил перед генералом Бондаревым вопрос, общался ли он с кем-то еще?
Он не общался ни с офицерами управления, ни с офицерами первой и четвертой эскадрильи.
Сейчас в прокуратуре лежат заявления о нарушениях от офицеров других эскадрилий. Но об этом сейчас умалчивается, «чтобы потушить пожар».
— Вы продолжаете службу. Оказывается ли на вас сейчас какое-либо давление?
— Больше информационное. Сейчас руководство пытается не допустить утечки информации о том, что деньги собирались не с одной эскадрильи, а со всей авиационной базы. Давление, по моим данным, оказывается больше на офицеров трех эскадрилий. Следствие установит виновных, но у нас есть доказательства, что деньги собирались не с одной эскадрильи. Но пока я не буду делать громогласных заявлений.
— Бондарев фактически обвинил эскадрилью в трусости и, в частности, упомянул рапорт командира Кубырева.
— В моем обращении было написано, что рапорты, в которых говорилось, что поборов нет, писались под давлением, в присутствии полковника Эдуарда Ковальского (он, по предварительной версии, организовал схему поборов, сейчас против него возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий. — «Газата.Ru»). У нас есть факты, доказывающие, что личный состав находился в ситуации, в которой любая попытка обращения в местные следственные органы и контрразведки имела бы последствия. Но генерал Бондарев эти факты рассматривать не хочет.
— Бондарев упомянул также, что вы не сказали о поборах даже своему отцу.
— Да, я не говорил ему.
Сейчас на сайте «Московского комсомольца» выложены три записи моего разговора в центре с генералов Бондаревым. На них слышно, как он угрожал уволить моего отца, поливал его грязью.
— Вас заставляют подписывать какие-то бумаги об увольнении?
— Тот рапорт, о котором говорит Бондарев, точнее формулировка, которую он дал, не соответствует действительности. От должности меня пока тоже не отстраняют.
— Каковы будут ваши дальнейшие действия?
— Мы добились чего хотели — чтобы дело вышло из местных следственных органов. Я не комментирую ход расследования, мы наблюдаем сейчас за развитием ситуации. Но мне уже, в том числе и в комментариях в блоге, поступают сообщения о поборах и в других частях и подразделениях. В частности, о данном факте написали товарищи из в/ч 62632-д в Торжке. Они подтверждают, что такая схема поборов была и у них. Командование ВВС пытается перекрыть поток информации, который отражает реальное положение дел. А нас сейчас обвиняют в трусости, на нас давят. Мы молчали, потому что собирали доказательную базу. Она у нас есть, но с ней не хотят работать. Нам уже боятся нечего, мы будем бороться до конца за честь ВВС. Потушить этот пожар уже не получится.