В пятницу стартует общероссийская голодовка родителей, недовольных политикой государства в отношении детских садов. Организатором акции выступило общественное движение «Российским детям — доступное дошкольное образование» (РДДДО). По словам представителей РДДДО, голодовка проводится в знак протеста против коммерциализации дошкольного образования, уплотнения групп и ухудшения условий труда воспитателей. Принять участие в акции, которая продлится три дня начиная с этой пятницы, намереваются более 150 человек из 29 регионов. Регистрация участников производится на сайте движения. «Власть обнаглела в последнее время настолько, что решила через уплотнение (за счёт здоровья детей), через разрешение тратить материнский капитал на оплату детского сада и пропаганду коммерческих детских садов как будущего дошкольного образования (за счёт кармана родителей) якобы решить проблему нехватки мест в детских садах», — говорится на сайте РДДДО.
Участники голодовки требуют до 1 января 2013 года (а не до 2020 года, как в программе «Единой России») обеспечить всех дошколят России бесплатными местами в детских садах. Для этого, считают члены РДДДО, необходимо разработать и принять до 1 июля 2011 года федеральную программу возврата старых и строительства новых зданий детских садов. А до тех пор выплачивать каждому не посещающему муниципальный или государственный детский сад ребёнку компенсацию в размере не менее 80% от средней по населённому пункту платы за коммерческий детсад.
Среди других требований голодающих: прекращение практики «уплотнения», повышение зарплат сотрудникам детских садов до средней в регионе. А также отставка министра образования Андрея Фурсенко и главного санитарного врача Геннадия Онищенко.
По мнению участников акции, Онищенко не может оставаться на своей должности после санкционирования изменения СанПиНов для детских садов, которые «создают угрозу для здоровья детей и утяжеляют условия труда воспитателей». В конце декабря 2010 года, невзирая на протесты медиков, были внесены коррективы в принцип комплектования детских садов, исключающие понятие предельной наполняемости групп. То есть если раньше в группах должны были заниматься не более 20 детей, то теперь такой порог отменен и все зависит от площади помещения. Новые санитарные правила установили норму площади на одного ребенка: для яслей это 2,5 метра, а для детских садов — 2 метра, это меньше, чем в местах лишения свободы. Эксперты Общественной палаты назвали идеи Онищенко созданием «камер хранения для детей».
Нормативная численность работников дошкольных учреждений остается прежней. Кроме того, если раньше за превышение предельной численности детей воспитатель и нянечка имели право на компенсации, теперь работать им придется на голом окладе.
Директоры детсадов не исключают, что после ухода не выдержавших такую нагрузку специалистов на их место станут набирать едва говорящих по-русски гастарбайтеров.
Должен оставить свой пост и министр образования и науки, поддержавший идею уплотнения и заявивший, что новые санитарные правила приняты по просьбам самих детских садов и родителей, считают организаторы голодовки. Кроме того, как заявил министр, двухмиллионный дефицит мест в детских садах в России «более чем наполовину создан искусственно», так как многие семьи встают в очередь раньше, чем рождается ребенок.
Получить комментарий в Минобрнауки пока не удалось.
В Роспотребнадзоре считают, что инициаторы протестной кампании просто «невнимательно прочли» новые санитарные правила.
«СанПиНы пересматриваются каждые 5—6 лет в соответствии с реалиями, — объяснили в пресс-службе ведомства. — Основным в новых правилах является то, что введены требования к новым формам дошкольного воспитания — группы с кратковременным пребыванием детей, организация дошкольных групп в школах, предусмотрены условия для пребывания детей с ограниченными возможностями».
Опасения, что новые нормативы (площадь на одного ребенка 2,0—2,5 кв. м) и снятие ограничений на предельную заполняемость групп повлекут за собой их уплотнение, в ведомстве считают необоснованными. «В основе требований лежит гигиенический норматив необходимой площади для одного ребенка в зависимости от его возраста. И этот норматив позволяет находиться в группе типового детского сада не более 20—25 детей, — отмечают в пресс-службе. — Групповая комната в типовом детском саду имеет площадь 50 кв. метров, и, значит, разместиться в ней смогут те же 20—25 детей, что и раньше. Не больше и не меньше».
Между тем, как подсчитали в РДДДО, на полное решение проблемы во всей стране надо потратить около 1 трлн рублей (по 500 тыс. рублей за новое место) на строительство новых детсадов и реконструкцию используемых в настоящее время не по назначению старых помещений, а также около 250 млрд рублей ежегодно на компенсации для детей, находящихся сейчас в очереди (около 10 тыс. руб. в месяц на ребёнка).
Это меньше, чем стоит стране Олимпиада в Сочи 2014 года или чемпионат мира по футболу 2018 года. И соизмеримо со средствами, уходящими, по оценкам Дмитрия Медведева, на «распил» при госзакупках, уточняют активисты.
«Однако власти предпочитают идти другим путем и решать проблему за счет здоровья детей и интенсификации труда персонала, — говорит представитель профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов. — Есть и местные инициативы. Например, руководитель столичного департамента образования подписал в феврале приказ, предписывающий в первую очередь принимать с детсады детей с московской регистрацией».
По словам Демидова, профсоюз борется за права детей и воспитателей вместе с РДДДО и движением «Московские родители». Нынешняя голодовка уже восьмая за минувший год. Последняя проходила в конце апреля одновременно с серией митингов «Наши дети — не шпроты».
«Онищенко призывает нас не митинговать, а приходить к нему обсуждать проблемы, — рассказал Демидов. — Инициативная группа направила ему просьбу о встрече, но ответа так и не получила».
Очередной митинг против уплотнения детсадовских групп пройдет в день защиты детей 1 июня на Пушкинской площади в Москве. По словам участницы голодовки москвички Екатерины Афонченко, после прошлогодней голодовки, в которой она участвовала, будучи на восьмом месяце беременности, ее старший, четырехлетний ребенок получил путевку в детский сад. Однако в целом проблема не решается. «В нашем районе Восточное Измайлово большое отдельно стоящее здание детского сада занимает управа, — рассказала она. — Хотя еще год назад префект обещал вернуть его детям».
Не желающие освобождать здания старых детсадов от госструктур и тем более связываться с коммерческими организациями местные власти выполняют «план» за счет тех же детских учреждений, выселяя досуговые центры и творческие студии, считает заместитель председателя движения «Образование для всех» Сергей Комков.
«Я противник голодовок, — говорит Комков. — Но, когда проблема принципиально не решается, дело доходит до крайних мер. Одно дело — продекларировать, а другое — иметь конкретный план и четко его реализовывать. До сих пор не решена даже первая задача — возвращение старых детсадов». По мнению Комкова, оправданным является и лозунг об отставке Фурсенко. «Дошкольное образование — очень важный этап, и министр первым должен был бы бить тревогу, — считает эксперт. — Однако министр заявил, что это проблема региональных и муниципальных властей и пусть они ее на местах и решают».