В четверг апелляционный суд французского города Экс-ан-Прованс встал на сторону России в тяжбе за Свято-Николаевский православный собор в Ницце, подтвердив за государством право на земельный участок и расположенный на нем храм, сообщил «Газете.Ru» отец-настоятель собора в Ницце протоиерей Иоанн Гейт. Апелляцию на решение городского суда от 20 января 2010 года, которое отдавало собор России, подали юристы Православной ассоциации Ниццы. Тогда суд встал на позицию истца — Российской Федерации, — который указал, что земля была приобретена императором Александром II, затем Советский Союз национализировал имущество царской семьи, а Россия является преемником СССР. Православная община в Ницце приводит те же аргументы, но напоминает, что император потратил на землю личные деньги, а не государственные. А Россия, если готова объявлять себя преемником СССР, пусть также отвечает по долгам Союза.
«Это решение не окончательное, так как во Франции существует еще кассационный суд и еще есть возможность представить дело в Европейский суд в Страсбург», — пояснил «Газете.Ru» секретарь совета Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе Михаил Соллогуб.
Настоятель собора также решительно заявляет, что юристы обжалуют это решение в кассационном суде. На эту процедуру может уйти больше года. Таким образом, судьба собора окончательно не решена.
Отец Иоанн искренне рассчитывает на вышестоящий суд. «Это французское правосудие, не российское», — подчеркивает он. Но тут же добавляет, что решение по собору показало: правосудия во Франции стало меньше. На вопрос, пытались ли представители Православной ассоциации Ниццы встретиться с властями города, чтобы попросить их о поддержке, отец Иоанн выразил недоумение. «Это не в наших обычаях, мы так не делаем. Но я точно знаю, что посол России встречался с мэром Ниццы по поводу собора», — с неодобрением добавил он.
Спорный собор, построенный еще в 1912 году на деньги российской царской семьи, стоит в центре небольшого ухоженного парка на бульваре Царевича. В паре кварталов от него железнодорожный вокзал, а до моря всего один километр.
Это самый большой православный храм вне территории РФ, в нем могут находиться до 625 человек. Высота собора — 50 метров. В нем собраны 300 икон и другие произведения церковного искусства, которые в свое время были привезены из России, в частности, из Покровского собора в Москве и церквей в Ярославле, а также вносились в качестве частных даров.
«Мы не стоим на материальных позициях, — утверждает настоятель собора. — Мы защищаем нашу религиозную позицию».
Он поясняет, что, хоть истцом является Российская Федерация, «все понимают, что затем здание будет передано РПЦ».
Корни спора уходят глубоко в историю. Многие православные Ниццы являются потомками русских эмигрантов. Когда появился Советский Союз, они вступили в Православную ассоциацию Ниццы. «Это Константинопольский патриархат, вселенский, не национальный, а Московский патриархат к нему не относится, это национальная русская церковь, — пояснил отец Иоанн. — Но мы не относимся к русской церкви. У нас уже другая история. Да, мы служим по-русски, по старославянскому обряду. Но мы не Россия».
Православная ассоциация Ниццы управляла собором 80 лет — на такой срок была выдана бесплатная аренда. В 2007 году срок истек. А еще в 2006 году посольство России во Франции подало иск в суд о возвращении собора. Прихожане утверждали, что восемь десятилетий собор содержался на их пожертвования и просто так передавать здание России они не намерены. Они даже пригрозили вывезти из собора все убранство, в ответ российская сторона попросила суд назначить опись имущества. Суд отказал. Сейчас православная община не изменила своего мнения.
«Община против передачи собора России и РПЦ», — подтвердил отец Иоанн.
После первого суда в 2010 году глава Минкультуры России Александр Авдеев заявил в интервью французской газете Le Figaro, что Россия хочет только официального признания своей собственности и что местную общину никто не собирается выгонять. Однако верующие уверены, что встречи с Московским патриархатом им не миновать. «Пока речи о сотрудничестве с РПЦ не было и не могло быть, так как постоянно напоминали, что дело затеяло государство, а не церковь, а церковь, как известно, отделена от государства: это дело ее не касается», — добавил Михаил Соллогуб.
Представители РПЦ всегда были крайне сдержаны в своих выступлениях по поводу ситуации вокруг собора. Пока комментарии по поводу нового решения французского суда в Московском патриархате получить не удалось.