Об итогах трехмесячной доследственной проверки в отношении юриста Алексея Навального, которую провели сотрудники Главного следственного управления (ГСУ) Следственного комитета (СК), журналистам отчитался официальный представитель ведомства Владимир Маркин. По его словам, сотрудники ГСУ пришли к выводу, что в 2009 году, будучи советником на общественных началах у губернатора Кировской области Никиты Белых, Навальный нарушил ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана) Уголовного кодекса.
По мнению следствия, Навальный заставил главу «Кировлеса» заключить невыгодный контракт с ООО «Вятская лесная компания», а по итогам сделки унитарное предприятие потеряло более 1 млн рублей.
Дело, которое с третьей попытки все-таки возбудил СК, возникло еще в начале 2010 года. Но предыдущие проверки, которые проводили сотрудники региональных управлений СК, состава преступления в действиях Навального не находили. В декабре 2010 года главное управление МВД по Приволжскому федеральному округу передало в СК по Кировской области материалы доследственной проверки. Кировские следователи, изучив предоставленные оперативниками документы, вынесли постановление об отказе в возбуждении дела. Однако в ГСУ сочли, что проверка была проведена неполно, и перепоручили повторно изучить материалы уже управлению СК по Приволжскому федеральному округу.
В окружном следственном управлении ничего криминального в деятельности Навального тоже не нашли и в апреле этого года вынесли «отказную».
Сам основатель антикоррупционного проекта «Роспил» в своем блоге тогда написал, что это постановление, скорее всего, «будет отменено очередным начальством и дело заберут на более высокий уровень».
Навальный не ошибся: в феврале материалы начали изучать уже сотрудники федерального Следственного комитета. О результатах этой проверки и доложил Маркин.
Сам юрист утверждает, что о возбуждении уголовного дела узнал от журналистов и никаких официальных уведомлений от следствия не получал. «Для того чтобы из полной выдумки слепить всамделишную уголовку, понадобилось поднять ее на самый высокий уровень — СК России. На уровне Кирова вынесли отказ в возбуждении дела, на уровне ПФО тоже», — написал Навальный в своем блоге. По его словам, вся доказательная база против него строится на показаниях руководившего в 2009 году «Кировлесом» Вячеслава Опалева: «Все строится на показаниях одного чувака — Опалева и его дочери, которая работала у него же коммерческим директором. Неизвестно, какие струны его души задействовали менты, убедив написать на меня ложный донос, но в отношении него самого возбуждено уголовное дело несколько месяцев назад» (цитата по блогу). Действительно, как сообщали ранее кировские СМИ, уголовное преследование Опалева началось в январе этого года.
Сотрудники областного УВД по заявлению местного департамента госсобственности возбудили против Опалева дело по ч. 1 ст. 201 (злоупотребление должностными полномочиями) УК. По итогам независимого аудита «Кировлеса» сотрудники департамента госсобственности обнаружили в действиях Опалева экономические злоупотребления. Как подчеркивали тогда чиновники, вопросы к экс-руководителю «Кировлеса» возникли не в связи с «делом Навального».
«В тот момент я не работал, поэтому прокомментировать не могу. Я пришел, когда Опалев уже не работал, и я не в курсе движений», — сказал «Газете.Ru» коммерческий директор «Кировлеса» Владимир Зарубин. Связаться с нынешним гендиректором «Кировлеса» Владимиром Сысолятиным во вторник не удалось. Телефон руководителя ООО «Вятская лесная компания» Петра Офицерова во вторник не отвечал. В пресс-службе департамента лесного хозяйства города Кирова также не смогли дать комментарий, сказав, что «не в курсе» дела.
Кировский губернатор Никита Белых в своем блоге заявил, что в виновность бывшего юриста не верит.
«Я прочитал то, что сейчас говорит представитель СК. Честно скажу: его слова меня удивили. Например, про приемы, используемые при рейдерских захватах (не понимаю, что вообще имелось в виду), или про то, что Навальный не являлся моим советником (Алексей был советником на общественных началах практически сразу с момента моего вступления в должность)», — написал губернатор. Он добавил, что претензии к своему бывшему советнику по части «Кировлеса» считает «необоснованными».
Сам Навальный заявил «Газете.Ru», что уголовное дело, возбужденное против него, «политическое». «В Следственном комитете больше нет таких дел, с таким размером ущерба, но без признаков хищения», — пояснил блогер.
В качестве потенциальных заказчиков уголовного разбирательства он подозревает практически всех своих основных врагов: «Транснефть», ВТБ, «Газпром» или «администрацию президента, недовольную кампанией, которая развернулась против партии жуликов и воров, — слишком много есть желающих».
Активность и популярность Навального, которая в год выборов может быть использована какими-то политическими силами для борьбы с «Единой Россией» (которой именно Навальный прикрепил ярлык «партии жуликов и воров»), вызывает опасения у части функционеров администрации президента и правительства, рассказывает источник, близкий к руководству ЕР. Раздражение вызывает и то, что Навальный живет на американский грант, рассказывает он. Упоминание о том, что Навальный каким-то подозрительным образом связан с американскими спонсорами, даже проникло в газету «Коммерсантъ», где весной на одной из отраслевых полос обнаружилась заметка явно тенденциозного свойства, которую редакция издания была вынуждена со скандалом и извинениями вымарывать.
Ранее Навальный становился объектом нападок со стороны прокремлевской молодежи и единороссов. ФСБ официально запрашивала у компании «Яндекс» данные жертвователей проекта «Роспил» (проект, собрав за короткий период времени более 6,5 млн рублей, показал пример успешного сетевого фандрайзинга).
Навальный говорит, что никакие партии, борющиеся с ЕР, места в своих списках на выборах ему не предлагали. Активист уверен, что возбуждение дела свидетельствует о том, что «проблемы», которые он «создает», стали «больше, чем проблемы, которые вызовет фальсификация уголовного дела».
Руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев не сомневается, что речь идет о политическом деле, связанном с разоблачительной активностью Навального.
При этом, полагает Кынев, дело может дать обратный эффект, особенно сомнительный перед выборами. «Если они сейчас сдадут назад, то продемонстрируют свою слабость, а если привлекут Навального к суду, то за него вступится активная часть общества», — прогнозирует политолог.