В пятницу страны Евросоюза установили новые правила провоза багажа в самолете. Теперь пассажиры стыковочных рейсов смогут проносить на борт следующего рейса жидкости, купленные в магазинах беспошлинной торговли duty free, сообщает Reuters. Раньше это было запрещено.
Это первый шаг европейских транспортников к полному отказу от запрета на провоз жидкостей в ручной клади в самолете. Полностью запрет собираются снять в 2013 году.
Между тем в некоторых странах посчитали, что новые правила могут поставить под угрозу безопасность полетов. Великобритания, Франция, Италия и Бельгия решили пока не присоединяться к большинству. «В контексте сохраняющейся высокой угрозы я решил отложить введение нового правила до осени», — заявил в письме к британским авиакомпаниям государственный секретарь по транспорту Великобритании Филипп Хэммонд.
Власти других стран, в том числе Германии, сообщили, что будут следовать новым правилам. Хотя и выразили беспокойство о том, как система будет работать, пока не все государства приняли поправки. Например, транзитники, следующие через Франкфурт-на-Майне, смогут покупать жидкости в duty free, а пассажирам, делающим пересадку в лондонском аэропорту Хитроу, это будет запрещено.
Неясно, как на нововведения отреагируют США.
Представители Евросоюза заявили, что департамент национальной безопасности Штатов до сих пор не информировал их о своем решении и переговоры продолжаются. Между тем США остаются на первом месте среди неевропейских направлений, куда транзитники чаще всего летят через Европу.
После выступления Великобритании вице-президент Еврокомиссии Сийм Каллас сделал жесткое предупреждение странам Евросоюза: если они не будут в состоянии одновременно снять запрет на провоз жидкостей в ручной клади, то это может привести к катастрофическим последствиям. Каллас пояснил газете The Guardian, что снятие ограничений с транзитников не сильно повлияет на безопасность авиаперевозок, но эта мера покажет в первую очередь готовность стран к 2013 году, когда вступят в действие полные правила.
«Если одни страны снимут запрет, а другие нет, то это будет катастрофа», — заявил еврокомиссар.
«Некоторые аэропорты задаются вопросом о рациональности снятия ограничений, но это только из-за того, что им легче ничего не менять. С точки зрения политики это неприемлемо», — сказал он. Каллас пояснил, что для перехода на новые правила аэропортам придется устанавливать оборудование для просвечивания багажа. Сейчас есть техника, позволяющая определить наличие взрывчатых веществ в жидкостях. Но не все аэропорты ее используют. «Я бы предпочел, чтобы аэропорты серьезно подошли к этому и сделали необходимые инвестиции, чтобы в 2013 году мы смогли снять запрет. Никто не любит запрет на провоз жидкостей», — заявил еврокомиссар.
Международный совет аэропортов Европы, в свою очередь, направил письмо европейским министрам транспорта, заявив, что снятие ограничений «вводит новые риски» для коммерческих авиарейсов и приведет к возникновению очередей.
Против мнения совета выступили производители сканеров для аэропортов. «Испытания показали, что влияние на пропускную способность будет незначительным», — сообщил Стивен Фипсон, президент Smiths Group PLC's detection unit, одного из крупнейших в Европе производителей оборудования для обеспечения безопасности.
Описывая противостояние аэропортов и чиновников, журналисты предсказывают, что следующие два года следует ожидать серьезных баталий и споров по поводу новых правил.
Запрет на провоз жидкостей в ручной клади был введен после того, как в августе 2006 года британская полиция объявила о раскрытии террористического заговора: по версии правоохранительных органов, заговорщики планировали взорвать жидкие бомбы на борту 12 трансатлантических авиалайнеров. После этого можно было провозить только жидкости во флаконах не более 100 мл, упакованных в контейнер. Тем не менее пассажиры все время пытаются пронести на борт воду, шампуни и духи в больших упаковках. Каждый год в аэропорту Хитроу изымают 2000 тонн жидкостей.