Следственный комитет (СК) хочет узаконить химическую кастрацию для педофилов. Соответствующий законопроект уже разработан, заявил на совещании СК с Общественной палатой (ОП) глава ведомства Александр Бастрыкин.
Проект будет внесен вскоре в Госдуму, сказал он.
«Хватит болтать, — отрезал глава СК. — Надо, чтобы все четко делали свое дело». Также Бастрыкин выразил недовольство, что в Госдуме до сих пор не принят законопроект «О внесении изменений в УК России в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних». Нижняя палата парламента приняла законопроект в первом чтении в конце 2010 года, но дальше не рассматривала.
Бастрыкин не упомянул еще один законопроект, лежащий в Госдуме с 2009 года и узаконивающий введение химической кастрации в качестве меры наказания.
Его внес депутат Антон Беляков. Как сказано в тексте, «химическая кастрация будет применяться за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении ребенка, не достигшего 14 лет, за половое сношение и развратные действия в отношении детей, не достигших 12 лет». Первый зампредседателя комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев заверил корреспондента «Газеты.Ru», что законопроект, о котором говорит Бастрыкин, с поправками будет рассмотрен в самое ближайшее время. Но нормы о химической кастрации в нем нет. По мнению депутата, законопроект о химической кастрации должен приниматься отдельно.
ОП также предложила Бастрыкину нормы по ужесточению наказания для педофилов. В частности, «ввести запрет на применение условного осуждения к совершеннолетним лицам, совершившим преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних ». Также ОП предлагает создать базу данных осужденных за сексуальное насилие над детьми.
О необходимости химической кастрации для педофилов говорилось уже не раз, в том числе и самим Александром Бастрыкиным.
Тему защиты детства глава СК затрагивает регулярно в своих выступлениях и каждый раз предлагает новое ужесточение законодательства для таких преступников. Впрочем, большинство предложений Бастрыкина по этой теме пока остались только предложениями. В декабре 2008 года Бастрыкин предлагал незамедлительно принять всем регионам акты, запрещающие несовершеннолетним находиться на улице в ночное время, и «принимать меры против судей, необоснованно освобождающих педофилов». В январе 2009 года на заседании ОП он заявил, что педофилы не должны получать условно-досрочное освобождение. Бастрыкин грозился, что СК в ближайшее время обратится в Верховный суд с требованием признать такое право заключенных осужденных за педофилию незаконным. Мера не узаконена до сих пор. Летом 2010 глава СК предлагал создать Федеральный учебный центр для следователей, специализирующихся на раскрытии преступлений против детства. И тогда же Бастрыкин впервые заговорил и о необходимости изменить Уголовный кодекс, чтобы применять к педофилам химическую кастрацию. Только спустя почти год глава СК заявил, что комитет разработал такой проект.
С Бастрыкиным согласны и правозащитники.
Глава фонда «Право ребенка» Борис Альтшуллер считает, что закон о химической кастрации необходим как для общества, так и для самих педофилов.
«Почему, правда, это называют кастрацией? Это все-таки принудительная медицинская терапия в отношении общественно опасного заболевания. Это, кстати, более чем гуманная процедура: процесс обратим, человек находится на амбулаторном лечении», — сказал правозащитник «Газете.Ru». Правда, по мнению Альтшуллера, закон не будет работать, пока в России не появится полноценная служба пробации. «Нужно нормальное соцсопровождение подобного рода людей. Правоохранительные органы сейчас, безусловно, вряд ли будут справляться с тем, чтобы следить за тем, как педофилы получают нужное лекарство», — уверен собеседник.