Доля коренных москвичей среди бродяг на улицах столицы выросла за последние 8 лет с 6% до 14,2%. Об этом заявил столичный омбудсмен Александр Музыкантский, представивший в среду депутатам Мосгордумы свой доклад «О деятельности уполномоченного по правам человека в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в 2010 году».
Как следует из доклада, в Москве количество семей, утративших свое жилье, с каждым годом увеличивается. «Огромная часть людей» лишается жилья в силу судебных решений, которые были приняты после того, как граждан «обманули жулики», сообщил Музыкантский. Выселяют суды людей без предоставления другого жилого помещения и из служебного жилья, в результате признания недействительной сделки купли-продажи либо приватизации квартиры, в случаях перехода права собственности к иному собственнику.
«Граждане полностью лишаются права на жилье, хотя не совершили для этого никаких виновных действий, — отмечает Музыкантский. — В одних случаях это добросовестные приобретатели, но закон позволяет изъять у них приобретенное жилье, так как оно подлежит возврату полноправному собственнику, в других вопрос о прекращении права пользования жилым помещением обусловлен изменениями норм жилищного законодательства».
«Нужны сведения о таких людях, которые в результате судебного решения остались без жилья, нужно сообщать о них в департамент социальной защиты, так как они должны становиться их подопечными в этих случаях», — считает уполномоченный. Однако, констатирует он, городские власти не только не заботятся о «бывших» горожанах, но и способствуют увеличению их числа.
По данным уполномоченного, значительная часть судебных решений о выселении без предоставления иного жилья принимается по искам борющегося за возвращение квадратных метров в городскую собственность департамента жилищной политики и жилищного фонда.
Счастливым исключением стала история с семьями более 100 медработников, проживающих в служебных квартирах на территории СЗАО. В течение нескольких лет депутаты Мосгордумы, а затем и уполномоченный пытались воспрепятствовать выселению медиков. И накануне на заседании правительства Москвы было принято постановление, предписывающее оставить людей в спорных квартирах, оформив договоры социального найма.
Однако таких случаев единицы, подчеркивает омбудсмен. Большая часть исков о выселении удовлетворяется судами. А оказавшиеся на улице и лишенные регистрации люди «перестают быть москвичами», пополняя собой армию бесправных бомжей и постепенно опускаясь на дно.
Оставшиеся без регистрации люди не рассматриваются городскими властями как жители Москвы:
они не признаются нуждающимися в жилье и не принимаются на учет даже при условии проживания в городе более 10 лет. Законодательно за Москвой как субъектом Российской Федерации не закреплена обязанность оказания выселенным семьям содействия в решении жилищного вопроса.
«Потеряв статус москвича, люди лишаются и всех социальных гарантий, предоставляемых им как жителям города, несмотря на то что государством декларирована и гарантирована свобода выбора места жительства, — считает омбудсмен. — Утрата прав на единственное жилое помещение по решению суда (даже в случае временного размещения в городских социальных гостиницах или центрах) приводит к потере возможности реализовать социальные права на трудоустройство, пенсию, пособия, медицинское обслуживание».
Между тем проведенное департаментом соцзащиты исследование показало прогрессирующую деградацию обитающих на улицах столицы бездомных. В ходе исследования, выяснявшего, в чем нуждаются бездомные, оказалось, что за последние три года число граждан, желающих получить помощь в поиске работы, оформлении документов, пенсии, пособий, даже санитарной обработки, снизилось в 1,5—2 раза. Исключение составляют только пункты, связанные с получением медпомощи и госпитализацией. Хотя, по словам Музыкантского, «это необходимо в целях улучшения не только положения бродяг, но и общей санитарно-эпидемиологической обстановки в городе», лечить их никто особо не рвется.
Впрочем, у омбудсмена накопилось претензий к городскому здравоохранению и без бомжей.
В своем докладе он приводит факты неоказания специализированной медицинской помощи инвалидам, живущим как в специализированных интернатах, так и в семьях. По его данным, лечебные учреждения отказывают в плановых госпитализациях по причине отсутствия свободных мест, при этом на очередь никого не ставят. А многие анализы и обследования, назначаемые проживающим в интернатах людям, делаются только платно.
Никого особенно не беспокоит и здоровье обитателей СИЗО. А ведь это люди, в отношении которых еще не вынесен приговор, напоминает омбудсмен. Лицензии на оказание помощи больным онкологическими, эндокринологическими и кардиологическими заболеваниями у медицинской службы УФСИН по Москве отсутствуют. Такая помощь должна оказываться нуждающимся в порядке очередности в учреждениях департамента здравоохранения.
Уполномоченным была организована встреча руководства московского УФСИН и департамента, в ходе которой была достигнута договоренность о создании в Москве медицинской независимой комиссии на базе департамента для «проведения медицинского освидетельствования содержащихся по стражей лиц на предмет наличия у них тяжелых заболеваний, лечение которых невозможно в условиях следственных изоляторов». Аппаратом уполномоченного был разработан проект положения об этой комиссии. Однако департамент здравоохранения не усмотрел оснований для ее создания и организации непосредственной медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Между тем, по данным уполномоченного, в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи по сравнению с прошлым годом число случаев с летальным исходом увеличилось на 12,3%: в 2010 году — 64, в 2009 году — 57. По состоянию на конец 2010 года зарегистрировано 393 больных туберкулезом, из них 154 впервые выявленных с активными формами туберкулеза.
При этом лица, нуждающиеся в проведении незамедлительного медицинского обследования, направлялись в больницу только после вмешательства уполномоченного.
Тем не менее итогом вмешательства омбудсмена стало освобождение в 2010 году из-под стражи двух тяжелобольных граждан (первое ходатайство касалось условно-досрочного освобождения, второе — изменения меры пресечения). Кроме того, уже вышел приказ о медосвидетельствовании подозреваемых, препятствующий содержание под стражей тяжело больных людей.
Среди других поднятых в докладе уполномоченного проблем злоупотребления в службе судебных приставов, «теряющих» судебные решения, сложности в получении пенсии при потере кормильца, проблемы социальной интеграции детей-инвалидов, а также детей-сирот, находящихся в медучреждениях, нарушения прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в специальных учреждениях органов внутренних дел.
Кроме того, выделено две темы, по которым аппарат уполномоченного готовит отдельные документы. Это специальные доклады о соблюдении прав граждан при создании ТСЖ и выборе управляющей компании, а также права на проведение митингов, шествий, демонстраций и пикетов, гарантированных Конституцией. Оба доклада будут представлены депутатам и общественности в мае месяце. До конца мая планируется и презентация проведенного по заказу омбудсмена в МГУ им. М. В. Ломоносова исследования по проблеме насилия в отношении детей в Москве.