В понедельник на рассмотрение Госдумы был представлен законопроект, вносящий поправки в Жилищный кодекс и ряд других законов: «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства», «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства». Как заявил автор документа, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, проект закона должен решить проблему массовой регистрации граждан, в том числе мигрантов, в одной квартире. «Это актуальная проблема, в основном для городов-миллионников, у нас есть случаи, когда в одной «хрущевке» было зарегистрировано до 100 человек, таких случаев сотни», — пояснил депутат.
Сколько человек можно зарегистрировать — как постоянно, так и временно — в квартире, будет зависеть от площади недвижимости.
Согласно изменениям в законы, если на одного человека будет приходиться менее «учетной нормы площади жилого помещения», заселять в такую квартиру или дом новых жильцов и регистрировать их там будет запрещено. Как указано в Жилищном кодексе, норму площади устанавливают региональные власти, в разных городах она варьируется от 10 до 18 квадратных метров на человека. Теперь собственники жилья смогут без ограничения регистрировать по месту жительства (то есть «прописывать») или по месту пребывания (временно) только супругов, детей и родителей. Всех остальных несобственников в случае нехватки квадратных метров можно будет прописать или временно зарегистрировать, только если суд признает их членами семьи. Соответствующие дополнения вносятся в статьи 5 и 6 закона «О праве граждан на свободу перемещения».
Кроме того, авторы документа планируют установить размер минимальной доли в праве собственности на жилое помещение.
Эта мера, уточняют они, вызвана необходимостью пресечь бизнес по торговле долями в жилых помещениях. Как пояснил Крашенинников, сейчас некоторые предприимчивые граждане покупают квартиру или комнату, а затем продают ее буквально по метрам. В таких сделках, говорит он, заинтересованы в первую очередь мигранты, которым нужна постоянная регистрация. «А право на собственность дает возможность прописаться, — пояснил Крашенинников. — Есть случаи, когда люди просят оформить им регистрацию и приносят документы на 1/48 долю в 30-метровой квартире. Таких случаев огромное количество. Жить в такой квартире люди, конечно, не смогут, но устроиться на работу им вполне удастся».
В случае если проект закона будет принят, статья 30 Жилищного кодекса будет дополнена нормой, запрещающей делить жилую площадь размером 30 кв. метров более чем на три части — то есть покупатель не сможет приобрести угол меньше 10 кв. метров. Квартиры и дома площадью от 30 до 60 метров можно будет разделить только на шесть частей. А доля собственности при общей площади помещения от 60 до 120 квадратных метров должна быть не меньше 1/10. Впрочем, депутаты допускают исключения — для жилых помещений площадью свыше 120 кв. метров, а также в случаях, если доля в квартире достается как наследство.
Крашенинников отметил, что ранее в Земельном кодексе уже появилось понятие минимального участка земли. «Точно так же, мы считаем, должна быть установлена минимальная доля собственности в жилом помещении», — добавил депутат.
Председатель думского комитета по законодательству не хочет связывать предлагаемые поправки с анитеррористическими мерами, но соглашается, что подобная лазейка в законе дает возможность для легализации в российских городах экстремистов.
По его словам, вопрос о необходимости регулирования размера доли в квартире обсуждался еще во время принятия нового Жилищного кодекса, вступившего в силу в 2004 году, но приняты эти изменения так и не были. На какое-то время дебаты поутихли. «Сейчас есть ощущение, что пора принимать эти поправки», — говорит Крашенинников.
В Федеральной миграционной службе (ФМС) России согласны, что законодательное решение проблемы массовых регистраций в квартирах необходимо. Проверки ФМС периодически выявляют «резиновое» жилье. Так, в августе прошлого года в Краснодаре была обнаружена квартира, в которой были зарегистрированы 80 тыс. российских и иностранных граждан, сообщает прокуратура Краснодарского края.
В Подмосковье были зафиксированы случаи, когда в одном помещении регистрировались 150—300 человек. В связи с этим в 2009 году управление ФМС по Московской области предлагало Мособлдуме ограничить число зарегистрированных граждан в отдельной квартире. Тогда представители службы поясняли, что до вступления в действие нового Жилищного кодекса в законодательстве существовало ограничение на прописку — в частности, в Москве на человека должно было приходиться 12 кв. метров жилья. Однако Жилищный кодекс разрешил регистрировать в квартире любое количество людей, невзирая на метры, что в итоге и привело к появлению «резиновых» домов.
Эксперты указывают, что государство пытается управлять частной собственностью, а этого быть не должно.
«Если человек — собственник квартиры, то это его личное имущество и он должен иметь право прописывать к себе кого угодно и продавать какие угодно доли от квартиры», — заявил «Газете.Ru» депутат Госдумы, лидер общероссийского движения «Комитет помощи пострадавших дольщиков» Антон Беляков.
Он также отметил, что попытка авторов документа связать регулирование жильцов в квартире с миграционной политикой «достаточно нелепа». «Если речь идет о миграционной политике, которой в России просто нет, то надо начинать с базовых вещей, — говорит Беляков. — У нас не контролируется, куда едут мигранты, с какой целью, какие заболевания у них есть. А депортация нелегалов идет за счет государства. Можно было бы, например, брать с них на границе какую-то сумму на случай их депортации».
Впрочем, считает Беляков, неконституционны и сами временная регистрация и прописка. «Если человек — гражданин России, то он должен пользоваться благами, предоставляемыми государством, вне зависимости от того, где он прописан», — пояснил депутат.