Мэр столицы Сергей Собянин своим распоряжением утвердил в среду план законопроектной деятельности правительства Москвы на первое полугодие 2011 года. Его основным разделом является «актуализация градостроительного законодательства Москвы». Координировать деятельность департаментов, занятых этой работой, будет новая градостроительно-земельная комиссия при мэре.
О том, что в свете новой политики и новых приоритетов придется «оптимизировать» генплан развития Москвы до 2025 года, практически с самого начала говорили и мэр города, и его заместители. Внести изменения в закон от 25 июня 2008 года «Градостроительный кодекс города Москвы» планируется в мае этого года. Как объяснили в мэрии, поправки будут приняты «по результатам практики применения градостроительного и смежного с ним законодательства, а также изменения федерального законодательства». Затем городские власти начнут и саму «кампанию по актуализации» генплана города «в соответствии с требованиями законодательства».
Напомним, главный градостроительный документ столицы — генплан — вступил в силу 14 июня 2010 года, несмотря на протесты общественности и просьбы Общественной палаты отложить его принятие и доработать. Документ разделяет Москву на зоны стабилизации, где возможен только капремонт зданий, и развития, где разрешен снос и новое строительство. Соотношение этих зон и их расположение и стало основным предметом критики и даже судебных разбирательств с властями.
Однако как раз в этой части пересматривать генплан, похоже, не собираются. Речь идет лишь о направлениях, признанных приоритетными самой мэрией.
Еще осенью новый градоначальник подкорректировал некоторые наиболее одиозные планы по строительству, намеченные при Юрии Лужкове. В частности, было отменено возведение раскритикованного защитниками старой Москвы делового центра на Хитровской площади, скорректирован проект строительства под Пушкинской площадью (причем транспортная составляющая проекта осталась практически без изменений).
Однако такие «точечные» корректировки никак не отразились на общей градостроительной политике города: в Москве продолжаются акции протеста против появления «народных гаражей» во дворах домов и высотных гостиниц в исторической части города.
Как неоднократно заявлял Собянин, генплан развития Москвы должен быть пересмотрен в его транспортной части.
Значительно поменяются и объемные показатели документа, и сама его стратегия. Как сообщалось ранее, в соответствии с программой уже в ближайшие несколько лет на новые магистрали в Москве планируется потратить в общей сложности 1,5 триллиона рублей, причем финансировать этот проект должны местные и федеральные власти в равных долях.
Еще одной из приоритетных для московских чиновников задач становится выполнение требования президента Дмитрия Медведева по превращению столицы из малопригодного для комфортной жизни города в мировой финансовый центр. Кроме того, Собянин потребовал «состыковать» генпланы Москвы и Подмосковья. А также дополнить его с учетом необходимости развития сети учреждений здравоохранения. Корректировке может быть подвергнута и программа сокращения промышленных зон на территории столицы с 25 тыс. га до 7,5 тыс. га. Об этом на днях заявил заммэра Андрей Шаронов.
Как рассказал «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников, корректировка градостроительного кодекса города — это плановая работа. Вносить изменения понадобится в связи с предстоящим принятием правил землепользования и застройки (ПЗЗ), где будет расписан каждый участок города (его функциональное назначение, разрешенные высотность и плотность). Текст ПЗЗ ко второму чтению в думу еще не вносился, пояснил Семенников: над 700-страничным документом сейчас работает исполнительная власть.
Что касается генплана, то его корректировка допускается с периодичностью раз в квартал. В документе оговаривается обязанность Мосгордумы ежеквартально рассматривать генплан на предмет внесения в него продиктованных жизнью изменений. Речь идет, в частности, о переименовании улиц, выявлении памятников истории и культуры, уточнении границ природных территорий.
В то же время, отметил председатель комиссии по законодательству, предлагаемые изменения должны предварительно пройти процедуру публичных слушаний.
Актуализация генплана допускается лишь раз в 6 лет, напоминает председатель думской комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, категорически возражающий против планов мэрии. «Идет просто какая-то кавалерийская атака, все проблемы хотят решить наскоком. Но это неправильно: город Москва очень велик и чрезвычайно сложен. Для того чтобы осознать его, требуется время, а для того, чтобы что-то менять, надо сначала создать стратегию развития», — заявил он «Газете.Ru».
Уже была попытка создать такую стратегию, напоминает депутат, но она оказалась далеко не совершенной. Поэтому, по его мнению, сейчас надо работать с теми документами, которые есть, и параллельно вести серьезные исследования и вносить изменения в отдельные их части. Сейчас, считает Москвин-Тарханов, необходимо принять ПЗЗ, уже разработанные нормативы градостроительного проектирования, а также план реализации генплана как некий свод градостроительных аспектов интегрированных целевых программ, а также доработать градостроительный кодекс.
Что до полноценной стратегии развития города, то, по мнению председателя профильной комиссии, она может быть разработана в течение двух лет и утверждена в 2013 году. После этого на основании этой стратегии, данных мониторинга реализации действующего генплана, новых подходов к интеграции с Московской областью и созданию МФЦ можно будет в 2014 году разработать новый генплан до 2030 года. (Что, кстати, соответствует плановым параметрам регулярной актуализации документа раз в шесть лет.) «Затем надо будет согласовать его с правительством РФ и вместе с актуализированными ПЗЗ выставить на общественные слушания, чтобы принять его в 2015 году», — считает Москвин-Тарханов.
По его словам, мэрия «стремится разработать новый генеральный план наспех, без данных мониторинга, без системного комплексного видения развития города и региона, без ответа на политические, экономические и правовые вопросы на федеральном и городском уровнях».
Не известны ни конкретные планы мэрии по пересмотру документа, ни источники финансирования, ни кто этим будет заниматься. «Все решается в узком кругу, неожиданно быстро и с риском наделать серьезные ошибки, — говорит Москвин-Тарханов. — Однако спешка в этом вопросе ничего, кроме застоя в делах, неразберихи и в результате упущенных возможностей, не даст, и мы просто потеряем 2012 год, не успев ничего нормально сделать. Внести диспропорции легко, а вот исправлять их придется очень долго. Когда что-то делается быстро и плохо, вскоре все забывают, что это было сделано быстро, а вот то, что плохо, забыть не получается».
Недовольны подходом мэрии к корректировке генплана и противники документа в целом.
По словам добивавшегося отмены документа в судебном порядке лидера партии «Яблоко» Сергея Митрохина, принятая правительством Москвы программа решения транспортных проблем согласуется с предвыборной программой «Яблока» «Город, удобный для жизни». Однако при пересмотре генплана, считает Митрохин, необходимо сосредоточиться не только на развитии транспортной сети, но и на сокращении объема офисно-делового строительства, развитии и увеличении площади зеленых зон, решении наиболее острых социальных вопросов. По его мнению, «нужно пересматривать всю философию градостроительной политики в городе, не ограничиваясь точечными и не решающими основных проблем города решениями». И, главное, не забыть «при пересмотре генплана провести полноценные публичные слушания и заново разработать ПЗЗ».