Во вторник в блогах и на интернет-форумах появилось 12 видеороликов, призывающих молодежь отказаться от наркотиков. В одном из них девушка, сидящая в комнате, заставленной банками с изуродованными заспиртованными младенцами, рассказывает, на каком этапе наркозависимости рожала каждого из них. В другом видеоролике старшеклассник кормит двух школьников помладше экскрементами из унитаза. Каждый, кто молчит о продаже наркотиков в школе, «держит во рту кусочек кала», сообщается в социальной рекламе.
Герой еще одного видеоролика — молодой человек, якобы занимающийся анальным сексом. Закадровый голос сообщает зрителю, что «все наркоманы — п...дары, но не все п...дары — наркоманы».
Впервые ролики были опубликованы на сайте красноярского Независимого информагентства (НИА). Как рассказали «Газете.Ru» представители информагентства, администрация Красноярского края распространила их в рамках антинаркотической кампании, которая проводится в регионе уже несколько лет. «Первый ролик нам на сайт прислали в начале ноября этого года, а потом мы открыли соответствующий раздел. В принципе, они и рассчитаны на интернет-аудиторию, и их свободное распространение в интернете только приветствуется», — сказали в НИА. Шокирующее содержание видеороликов, говорят сотрудники информагентства, их не смущает.
Как выяснила «Газета.Ru», видеоролики за 420 тысяч бюджетных рублей сняла продюсерская компания «Линия производства», победившая в тендере, объявленном агентством госзаказа Красноярского края.
Он проводился в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании и алкоголизма в Красноярском крае» на 2010—2012 годы». Итоги конкурса были подведены в апреле этого года. После этого правительство Красноярского края в ноябре провело еще один конкурс — теперь уже по размещению видеороликов. Его победителем стала компания ООО РА ТИП, которой из краевого бюджета перечислили более 78 тысяч рублей. Она и размещала видеоролики на сайте НИА.
Видеоролики озвучивал лично директор «Линии производства» Олег Безруких. Как он сам рассказал «Газете.Ru», видео разрабатывалось именно для размещения в интернете. «Было несколько сценариев, которые мы обсуждали на специальной комиссии и с группой экспертов в администрации края. Скажу честно, что по некоторым вещам мы так и не пришли к единому мнению», — рассказал Безруких.
«Это скорее попытка эффективного расходования бюджетных средств, а не просто освоения денег, когда получается фиктивный продукт. И не такие уж это, кстати, большие деньги, чтобы жалеть краевой бюджет на съемку таких роликов Я сам считаю, что в некоторых роликах мы перегнули палку, они сняты с перебором, но некоторые и с «недобором». На мой взгляд, попадание в цель будет около 60—70%», — считает руководитель «Линии производства». Безруких утверждает, что «говорить про кусочек кала, мочу, показывать фотографии людей с оторванными головами — не самоцель», а главным для создателей видеороликов была возможность «помочь хоть как-то решать проблемы с наркоманией». «Уверен, что «Все наркоманы — п...дары» — это действенный ролик. Может, он и не вызовет отвращения от наркотиков, но он обсуждаемый», — сказал Безруких.
Сами заказчики видеороликов считают, что многочисленные негативные отклики, появившиеся в блогах и интернет-форумах, «еще не показатель того, что ролики сделаны зря».
Как заявил «Газете.Ru» специалист управления информационной политики губернатора Красноярского края Михаил Янчевский, с точки зрения подростковой психологии именно такие ролики «смогут зацепить целевую аудиторию». Начальник управления губернатора Красноярского края по безопасности и взаимодействию с правоохранительными органами Александр Букарин, председатель комиссии, принявшей решение о съемке этих роликов, во вторник был недоступен для комментариев.
В управлении контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы (ФАС), специалисты которой по просьбе «Газеты.Ru» ознакомились с видеороликами, нарушений законодательства в них не нашли.
«Идеи роликов в целом ясны, они могут пугать, но в целом все нормально, за исключением ряда эпизодов вроде поедания кала из унитаза», — сказали в ФАС. Специалисты ведомства пояснили, что требования к социальной рекламе существенно отличаются от требований, предъявляемых к коммерческой рекламе. «Статья пятая закона «О рекламе», в которой запрещаются оскорбительные заявления и т. д., не относится к социальной рекламе. Для нее есть статья десятая, и там лишь запрещается упоминание о каких-либо торговых марках, физических или юридических лицах. В случае с Красноярском мы нарушений не видим», — сказали в ФАС.
Специфическая социальная реклама уже становилась в этом году предметом скандала. Компания News Outdoor разместила на московских улицах билборды с младенцем, об спину которого затушен окурок. Таким образом авторы плакатов призывали отказаться от сигарет, объясняя, что пассивное курение вредно для здоровья детей. Билборды возмутили детского омбудсмена Павла Астахова и правозащитников, потребовавших демонтировать их. Городской комитет по рекламе, отвечающий за размещение билбордов, приказал убрать спорные изображения, однако срок аренды рекламных площадей к тому моменту истек сам по себе, до вмешательства ФАС.