Управление ФСБ по Волгоградской области разработало социальную рекламу для детей. О запуске пилотной серии из пяти 30-секундных мультфильмов было объявлено во вторник. В роликах говорится, что «нехорошо минировать школу», подбирать бесхозные сумки и убегать от родителей на парадах. «Маленький мальчик сумку нашел, сумка бесхозная. Взял и пошел. Сумка потикала и перестала — мы не покажем, что с мальчиком стало. Мальчик постарше коробку нашел, вызвал милицию и отошел. Час никого к ней не подпускал, мальчик хороший, получит медаль», — говорится в одном из видеороликов. Другой мультфильм приучает детей рассказывать о подозрительных людях: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Если мальчик знает дядю, что оружие хранит, этот мальчик должен сразу маме с папой сообщить. Папа с мамой знают важный, самый главный телефон: дядю сразу арестуют, город будет весь спасен». Мультфильмы уже показывают по городскому и областному телевидению, в частности по Первому волгоградскому каналу.
Как рассказали «Газете.Ru» в ГУВД Волгоградской области, хотя инициатором проекта была ФСБ, разработка мультфильмов велась и при участии милиционеров. «Инициаторами было УФСБ. Но у нас очень тесные взаимоотношения, мы все делаем вместе. Поэтому и в мультфильмы мы внесли свой творческий вклад», — сказали также в пресс-службе ГУВД. Волгоградское управление ФСБ в среду было недоступно для комментариев.
В ближайшее время авторы мультфильмов собираются прокрутить их на светодиодных экранах сети Vision — на улицах и в крупных городских супермаркетах».
«Ролики считаются социальной рекламой, люди пошли нам навстречу и показывают их бесплатно», — сказали в пресс-службе ГУВД.
Сотрудники УФСБ по Волгоградской области не первые силовики, попытавшиеся наладить диалог с детьми и подростками на доступным им языке. Одним из первых ведомств, обратившихся к подрастающему поколению, стала Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). В 2007 году ведомство выпустило две видеоигры — «Антинаркомания» и «Боец спецназа ФСКН России». В них игроку предлагалось перехватывать фуры, везущие кокаин из Латинской Америки, задерживать наркокурьеров и т. д.
Правда, особой популярностью ни «Антинаркомания», ни «Боец спецназа ФСКН» не пользовались — их жестко раскритиковали на всех игровых форумах за низкое качество звука, графики и сюжета.
«Хотя, по-моему, для того периода было неплохо. Конечно, сейчас их можно назвать устаревшими, но мы считаем, что опыт был хороший», — вспоминает официальный представитель ФСКН Николай Карташов. Впрочем, видеоиграми ведомство не ограничивается: на его официальном сайте появился раздел «Интернет-урок», где герои мультфильма «Смешарики» предлагают школьникам посмотреть видеоролики и почитать тексты о вреде алкоголизма и наркомании. Например, в разделе для школьников до 12 лет размещен флеш-мультфильм, нарисованный учениками художественной школы. В нем схематичный человечек, как в видеоигре, переходит на новые уровни, выпивая сначала пиво, затем шампанское, а завершает свое существование, выкурив сигарету.
В сентябре детские комиксы про вред курения, алкоголя и наркотиков, понятия «терроризм» и «вандализм» выпустила Ассоциация работников правоохранительных органов Тюменской области.
Книга «Комикс-миссия» была издана в десяти частях совместно с ГУВД по Тюменской области и рассказывала среди прочего о вреде курения и алкоголизма. Например, в первом комиксе изображена семья индейцев, у которой родился сын, которого затем сосед приучил курить трубку. Последняя картинка истории иллюстрирует исхудавшего индейца с трубкой во рту: на ногах стоит неустойчиво, вместо кубиков пресса — впалый живот.
Еще один скетч рассказывает о капитане корабля, напившемся пива. «Финал печален, юный друг. Корабль в шторм попал, а наш отважный капитан в каюте крепко спал. Не смог корабль он спасти, пронзает сердце боль. А ведь всему виной, учти, злосчастный алкоголь».
Героями комикса стали и сотрудники отдела К МВД. В нем школьник Евгений «решил на работе у отца защиту поломать». «И вот сидит он, как паук, раскинув свои сети, не зная, чем грозит закон за эти преступленья! Но есть в милиции отдел в названье с буквой К, и он наручники надел на киберпаука», — заканчивается комикс. На картинке из монитора вылезает сотрудник милиции и хватает мальчика за нос.
Начальник пресс-службы ГУВД Тюменской области Галина Сирота сказала «Газете.Ru», что брошюру комиксов отпечатали в 28 тысячах экземпляров. Рисовал комиксы член Ассоциации работников правоохранительных органов Владислав Алексеев, идеи придумывали общественная организация «Родительская инициатива» и военно-патриотический клуб «Барс». Курировал работу начальник отдела по делам несовершеннолетних ГУВД. «Милиция выступала инициатором проекта, курировала его. Начальник отдела лично рассматривал все картинки», — пояснила Сирота. Комиксы распространяли в детских домах, приютах, центрах временного содержания несовершеннолетних. В школах Тюмени инспекторы по делам несовершеннолетних проводили классные часы, используя изданную брошюру. «Директора школ нас просто завалили заявками с просьбой провести у них классные часы. На все такие обращения сотрудники давали согласие, а ребятишки на ура разбирали «Комикс-миссии», — рассказывает Сирота. — Когда объясняешь такие вещи сухим языком закона, это не так интересно».
Сотрудники правоохранительных органов и чиновники Ульяновской области решили с помощью комиксов рассказать подросткам об основных положениях Уголовного кодекса.
Его совместно разработали и издали сотрудники департамента областного правительства по вопросам общественной безопасности и местного УВД. В книге обыгрываются «наиболее показательные криминальные ситуации», в том числе плачевные последствия телефонного терроризма и подделки купюр. В одном из эпизодов, где главного героя ловят на краже мобильного телефона, вкратце рассказано о принципе неотвратимости наказания. «Простите! Я так больше не буду!» — плачет герой на скамье подсудимых. «Поздно извиняться! Лишение свободы на срок до двух лет!» — выносит вердикт судья в мантии и парике.
Большинство авторов детских агитматериалов в один голос признают, что их разработка обходится недешево, а проверить произведенный ими эффект, по сути, невозможно.
«Скажем так, в каждом субъекте есть свои целевые программы по агитации среди молодежи. Где-то помогает бизнес, где-то гражданские власти, но разработка, скажем, видеоигр или мультфильмов, конечно, стоит очень недешево, а результата сразу и не увидишь. Мы же работаем на сознание людей, на будущее», — говорит представитель ФСКН Карташов. По его словам, еще одной задачей мультфильмов, комиксов и видеоигр является создание положительного образа того или иного силового ведомства в глазах подростков. В тюменском ГУВД, напротив, считают, что создание комиксов себя оправдало: за последние месяцы в Тюмени количество преступлений против несовершеннолетних и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, «сократилось в разы».
Впрочем, детские психологи и специалисты по рекламе считают, что такими методами силовые ведомства не наладят контакт с детьми.
«Если взять те же ролики от ФСБ, то первый же минус — это слишком сложные для понимания ребенка слова. Ролики явно рассчитаны на детей от пяти лет, а они вряд ли поймут обращение «граждане», — считает школьный психолог Любовь Комышникова. По ее мнению, большинство персонажей из роликов волгоградского ФСБ только напугают детей, а ситуации, обыгранные в них, введут их в заблуждение. «Ну что это за поворот с дядей, который хранит оружие? Дети часто встречают дядь с оружием? Лучше бы они сказали про то, что уходить с незнакомцами нельзя. Я не говорю о том, что все эти стихи читаются громким голосом, а вкупе с обещаниями посадить ребенка на три года за телефонный терроризм это превращается в запугивание», — сказала Комышникова.
Президент клуба арт-директоров России, вице-президент Союза создателей социальной рекламы и исполнительный креативный директор группы компаний EMCG Александр Алексеев считает, что российские силовики являются так называемыми непрофессиональными заказчиками.
«Есть огромное количество профессионалов, готовых взяться за создание социальной рекламы за очень скромное вознаграждение, но проблема в том, что силовики существуют с ними в параллельных мирах. Они не знают, к кому обращаться, что хотят получить на выходе, у них нет даже критериев оценки», — сказал Алексеев.
По мнению эксперта, в случае с агитматериалами ФСКН, ФСБ и МВД есть только сам факт обращения к подросткам, но результата он не приносит. «Они также не понимают, где это разместить. Тот же сайт ФСКН — как люди на него попадают? Если знают о его существовании, то зачем туда пойдут? Об этом в ведомстве не задумываются», — говорит Алексеев.
По его словам, многие профессионалы готовы взяться за разработку социальной рекламы либо бесплатно, «либо за очень небольшие деньги, так как это очень престижно и считается делом чести».
За рубежом проблему создания социальной рекламы, напомнил Алексеев, решили уже давно. «Например, многие десятилетия в Великобритании существует корпорация COI, являющаяся самым престижным и самым востребованным заказчиком социальной рекламы для государственных учреждений», — сказал эксперт.
В США необходимость диалога силовиков с детьми осознали еще в 1998 году. По инициативе занимавшего тогда президентский пост Билла Клинтона все федеральные организации США были обязаны обзавестись виртуальными страничками для маленьких граждан. Так называемые детские зоны есть на сайтах ЦРУ, ФБР, Агентства национальной безопасности. «Привет, народ. Меня зовут Ариэль, и я голубь — специалист по фотографии. Вы знали, что голуби использовались для того, чтобы делать секретные снимки? Таким образом они собирали информацию». В таком легкомысленном тоне детям рассказывает о своих секретах сайт ЦРУ. Также здесь можно посмотреть ролики со служебными собаками и поиграть — например, собрать паззл с гербом управления или проявить дедуктивный метод Шерлока Холмса, определив по фотографии время суток, сезон и день недели.
Сайт ФБР от коллег не отстает: в разделе игр предлагается подготовить агента к спецоперации — подобрать ему накладные бороду, очки и кепку. Обычный день из жизни простого сотрудника федерального управления представлен в виде небольшого, но захватывающего рассказа: «...Я чистил оружие, когда получил сообщение: «подозреваемый обнаружен, требуется помощь при задержании». Убедившись, что данных достаточно для ареста, и помня о безопасности мирных граждан и агентов, мы двинулись к месту банковского ограбления...» На детском сайте Агентства национальной безопасности Cryptokids предоставляется возможность освоить азбуку Морзе, выучить, как произносится «привет» на 10 языках мира, и научиться расшифровывать криптограммы.
Президентская инициатива была подхвачена с энтузиазмом, доходившим до абсурда. Развлекательной страничкой в свое время обзавелся даже департамент исправительных учреждений Теннесси.
На его сайте можно было посмотреть детские рисунки на тюремную тему, решить тюремный кроссворд и ознакомиться с детским FAQ («Есть ли в тюремной камере туалет?», «Что делают с мертвыми заключенными?», «Когда был в первый раз использован электрический стул?»). Но, видимо, решив, что тюрьма не повод для шуток, этот раздел сайта впоследствии ликвидировали.