Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Заключенные останутся без наблюдателей

Вместо правозащитников в СИЗО пустят бывших милиционеров

Общественная палата формирует списки участников правозащитных наблюдательных комиссий, которые ближайшие два года будут ездить с проверками по колониям и следственным изоляторам. Однако во многих регионах такие комиссии будут состоять либо из бывших сотрудников правоохранительных органов, либо не появятся вовсе.

Со среды Общественная палата (ОП) начнет формировать списки правозащитников, которые смогут ездить с проверками в тюрьмы и СИЗО. Такая возможность у членов правозащитных организаций появилась в 2008 году, когда был принят Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Тогда в каждом регионе появилась так называемая общественная наблюдательная комиссия (ОНК). Ее члены из числа общероссийских, межрегиональных и районных общественных организаций получили право на посещение следственных изоляторов, колоний и тюрем с незапланированными проверками. В ходе «первого призыва» ОНК были сформированы в 50 российских регионах. Согласно закону, срок работы наблюдательной комиссии ограничивается двумя годами, поэтому с сентября этого года ОП начала принимать заявки от региональных правозащитников на участие в ОНК «второго созыва».

Как прогнозируют опрошенные «Газетой.Ru» правозащитники, формирование ОНК «второго созыва» в некоторых регионах пройдет со скандалами, а в некоторых завершится ничем.

Например, в Татарстане, рассказывает глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, в списках кандидатов теперь фигурируют организации, сформированные из бывших силовиков вроде «Объединения ветеранов боевых действий органов внутренних дел и Внутренних войск». При этом, отмечает он, на сайте ОП указано, что у «сугубо гражданских организаций первого созыва» отсутствует рекомендация региональной Общественной палаты, а у «ветеранских организаций комплект полный». «В сентябре в Татарстане уже поднимался скандал по этому поводу. Дело в том, что правозащитники первого созыва реально начали работать, устроив в республике не один скандал и выявив не одно нарушение прав человека. Видимо, в местном ФСИНе и МВД решили не рисковать и ко второму созыву выдавить правозащитников, заменив их ручными организациями», — считает Чиков.

Один из кандидатов, рассказывает глава «Агоры», входит в Совет ветеранов МВД, другой работает пресс-секретарем республиканской криминальной милиции. В МВД Татарстана отвечать на претензии правозащитников отказались, сказав, что ранее уже давали исчерпывающий комментарий местным изданиям. Как говорил татарстанским СМИ официальный представитель республиканского МВД, ведомство никак не влияет на формирование ОНК «второго созыва». «При этом существует такое странное понятие, как рекомендация региональной общественной палаты, хотя в законе об ОНК такой нормы нет. Рекомендацию вводили еще в 2008 году, чтобы федеральная Общественная палата могла выбрать из множества правозащитных организаций, подавших заявки, но юридически это никак не оформлено. Тем не менее у организаций, состоящих из бывших силовиков, она есть, а у тех, кто активно вскрывал проблемы в тюрьмах, — нет», — удивляется Чиков.

В Чувашской республике ситуация иная. Как рассказал «Газете.Ru» глава общественной организации «Щит и меч» Алексей Глухов, там ОНК могут быть не сформированы из-за недобора правозащитников. «По закону же кандидатов должно быть не меньше пяти человек. В 2008 году нам еще не было пяти лет, но мы выдвинули двух своих членов в 2010 году, плюс еще двое пошли от организации из первого созыва. Правда, и этого не хватит. Я могу только предположить, что некоторых правозащитников кто-то просил вообще не выдвигаться», — рассказал Глухов. Поэтому, говорит правозащитник, на ближайшие два года в чувашских колониях правозащитники могут вообще не появиться.

В Забайкальском крае, рассказывает глава Центра поддержки гражданских инициатив Виталий Черкасов, просто не нашлось желающих участвовать в ОНК.

«Те активисты, которые хотели войти в нашу ОНК, предпочли в итоге занять места в общественных советах при УВД и местных управлениях ФСИН», — рассказал он. Дело в том, говорит Черкасов, что избранные члены наблюдательных комиссий по закону должны организовывать поездки в СИЗО и колонии на свои деньги, а «у многих правозащитников их просто нет». «Конечно, согласно закону, органы власти должны оказывать нам всякое содействие, но деньги на дорогу до изолятора мы должны тратить сами. Понятно, что у нас здесь с дорогами, поэтому организовать доставку правозащитников порой бывает очень накладно», — сказал Черкасов.

В Ямало-Ненецком автономном округе, где находится колония для пожизненно осужденных «Полярная сова», в которой отбывает срок экс-глава ОВД «Царицыно» Денис Евсюков, ОНК, вероятно, вообще не будут сформированы.

Там заявку подали только представители организации «Ветераны органов внутренних дел ЯНАО», но двух претендентов этого объединения недостаточно для формирования наблюдательной комиссии.

Правозащитники из Калужской области, рассказывая о выборах в ОНК, просят не называть их имен, «так как в деле замешана политика». «В федеральной Общественной палате сейчас присутствуют два лагеря, каждый из которых, обещая гранты, предлагает встать на его сторону. Один рекомендует не шуметь, а другой предлагает проявлять большую активность, и каждый предлагает впечатляющие суммы», — говорит член одной из калужских правозащитных организаций.

В самой ОП признают, что проблемы с формированием наблюдательных комиссий есть практически во всех регионах, но критичной ситуацию не считают. Как рассказал «Газете.Ru» член ОП Валентин Гефтер, в случае с регионами, где не набирается необходимое число кандидатов, палата готова организовать «донабор». «В большинстве регионов пока возникают проблемы с необходимым набором документов и рекомендациями местных общественных палат. Где-то слишком дорогие услуги нотариуса, где-то медленно работает почта, поэтому не все успели вовремя подать заявки», — пояснил Гефтер. В том, что среди кандидатов в ОНК фигурируют организации, сформированные из бывших силовиков, он проблемы не видит: «В конце концов, нельзя же огульно обвинять ветеранские организации в том, что они будут работать на ФСИН, это же люди, которые знают систему изнутри и поэтому могут выявлять действительно важные проблемы». По словам Гефтера, окончательные списки региональных ОНК в Общественной палате планируют сформировать и утвердить до 18 ноября.

Новости и материалы
Рогов рассказал о новой тактике ВС РФ в Запорожье
В Германии оценили возможность создания Украиной ядерной бомбы
Военный эксперт рассказал об успехах российских войск в Часове Яре
Стало известно, кто берет ипотеку по ставкам от 28%
Лондон предупредили об опасности призывов к поражению России
Россиянам рассказали о новой прибавке к зарплате в 2025 году
Сборная России показывает лучшую сухую победную серию в мире
В Находке огромный тигр держит в страхе жителей СНТ
Глава минобороны Китая отказался встречаться с шефом Пентагона
В Турции оценили положение Украины словами «все будет еще хуже»
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Киеве и Броварах
В ВС РФ заявили о польских наемниках под Курахово
Дубль Капризова помог «Миннесоте» обыграть «Сент-Луис»
В Китае оценили обновление ядерной доктрины России
Минобороны назвало число сбитых за ночь беспилотников над регионами РФ
Синоптики сообщили о погоде в Москве в среду
Зеленский потребовал от Германии Taurus после изменения ядерной доктрины России
Российский замкомандира роты рассказал, что ВСУ стали отправлять на передовую женщин
Все новости