Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин обратился в Генпрокуратуру с требованием проверить факты нападения на чеченских жительниц. «По сообщениям ряда СМИ, в городе Грозном происходят нападения на женщин, которые не носят платки: их якобы обстреливают из пейнтбольных ружей. По этой информации, от подобных нападений уже пострадали десятки женщин. При этом стрельба сопровождается оскорбительными выкриками», — сказано в письме омбудсмена. Как указано на сайте, письмо отправлено на имя замгенпрокурора Ивана Сыдорука.
В Генпрокуратуре «Газете.Ru» сказали, что письмо Лукина, датированное 22 сентября, пока не получали, поэтому проверка по указанным фактам не проводилась.
О том, что на улицах Грозного нападают на женщин без платков, правозащитный центр «Мемориал» сообщал еще в начале июня. Как рассказывали очевидцы одного из нападений, стрельба из ружья для пейнтбола велась из чepного BA3-2112. Один из находившихся в машине стрелял шариком с краской в проходившую по улице девyшкy, другой в это время cнимaл происходящее нa кaмepy мoбильнoгo тeлeфoнa.
По данным правозащитников, жертвами хулиганов таким образом стали как минимум 17 женщин. В основном нападавшие целились в голову или шею.
В аппарате омбудсмена, отвечая на вопрос, почему Лукин написал в Генпрокуратуру только в сентябре, сообщили, что отреагировали, «как только поступили соответствующие жалобы», от кого именно — в аппарате, правда, сказать не смогли. В самом тексте обращения в качестве источника информации указаны лишь СМИ.
Как рассказала «Газете.Ru» заместитель директора московского офиса правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) Татьяна Локшина, сообщения о преследовании в чеченской столице женщин, вышедших на улицу с непокрытой головой, организация продолжала получать все лето — правда, из пейнтбольного оружия по местным жительницам уже никто не стрелял. «Давление на жительниц, которые не носят платок, носит систематический характер: женщины не могут ходить без платка на работу в госучреждения, в университеты, в школы», — рассказывает Локшина, недавно вернувшаяся из Грозного. По ее словам, во время Рамадана (с 11 августа по 8 сентября) в центре Грозного люди, называвшие себя представителями республиканского муфтията, подходили к женщинам, на которых не было платков, а также одетым в брюки, и публично стыдили их за нескромность. После этого чеченским жительницам выдавали листовку с описанием, как именно следует одеваться.
Затем, рассказывают правозащитники, чеченок начали «стыдить» агрессивные молодые люди, которые хватали их за волосы и неприкрытые места рук.
По словам Локшиной, директоры школ вызывают родителей как старшеклассниц, так и учениц младших классов, которые ходят в школы с непокрытыми головами. «Все директоры повторяют, что приказ о том, что девушки в школах должны носить платки, «идет с самого верха». Говорят, что к ним потом приходят с проверками и что в школу без платков пускать учениц просто не будут», — говорит она.
Председатель Правозищитного центра Чечни Минкаил Эжиев заявил «Газете.Ru», что проблема ношения платка «для Чечни старая», «но особенно страсти накалились именно в июне».
«Мы тогда выезжали на место, общались с пострадавшими, которых обстреляли краской, встречались с представителями других правозащитных организаций. После того как проблему обсудили в общественной палате Чечни, она получила широкий общественный резонанс, нападения прекратились», — рассказывает Эжиев. По его словам, сейчас на улицах Грозного к чеченкам с непокрытой головой лишь подходят некие молодые люди, раздают платки и убеждают «придерживаться традиций».
Правоохранительные органы Чечни и местный уполномоченный по правам человека тем временем заявляют, что жительницы Грозного ни на что не жалуются.
В МВД Чечни «Газете.Ru» сообщили, что никто в милицию с подобными жалобами не обращался. В аппарате уполномоченного по правам человека в Чечне Нурди Нухажиева отметили, что, если бы жалобы были, с ними бы «немедленно разобрались», но пока разбираться не с чем. Ранее сам Нухажиев сообщал, что затея с краской — это выходки молодежи, радикально поддерживающей чеченские традиции.
Правозащитники на это говорят, что узнают о преследовании женщин только из личных бесед, когда сами приезжают в Чечню: чеченки не хотят обращаться в официальные ведомства.
«Никто не пойдет жаловаться, все очень боятся. Я знаю нескольких девушек, которые стали носить платки и чувствуют себя униженно. Но они боятся не только за себя, но и за своих братьев и отцов, которым придется отвечать за них», — говорит Локшина.
Правозащитники приветствуют обращение российского омбудсмена в Генпрокуратуру, но боятся, что результатов оно может не дать: прокуроры пришлют официальный ответ, в котором также укажут, что никаких жалоб подобного рода не поступало.
«Давление на ношение платка — это уже политика местных властей. И важно, чтобы Кремль объяснил чеченским властям, что эту политику нужно прекратить, потому что Россия — светское государство. Хочу отметить, что наша организация осуждает любые виды давления — как запрет на ношение платка или хиджаба, так и наоборот», — отметила Локшина. Она добавила, что право на свободу религии гарантирует Международный пакт о гражданских и политических правах, в котором, в частности, говорится, что «никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору».