Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Самолет сел на героизме

Ту-154 пошел на аварийную посадку из-за проблем с электроснабжением

Причиной аварийной посадки самолета Ту-154 в Коми стало нарушение электроснабжения самолета, объявила Генпрокуратура. Летчиков смогли посадить лайнер на полосу, не приспособленную для таких больших самолетов.

В среду Гепрокуратура объявила предварительную причину аварийной посадки самолета Ту-154, произошедшей накануне в Коми. Эксперты выяснили, что к ЧП могло привести нарушение электроснабжения самолета, передает «Интерфакс». На борту лайнера авиакомпании ЗАО «Мирнинское авиапредприятие АЛРОСА», выполнявшего рейс из Якутска в Москву, находились девять членов экипажа и 72 пассажира, в том числе трое детей и беременная женщина.

Как рассказали «Газете.Ru» в Росаваиции, через четыре часа полета на высоте 10,6 километра у Ту-154 отказала система электропитания, отключилось навигационное оборудование и радиосвязь. Командир принял решение спуститься на 3 тысячи метров, чтобы включить вспомогательную силовую установку — аварийную систему, приводящую в действие резервный генератор, снабжающий машину током. На этой высоте выяснилось также, что самолету может не хватить топлива, чтобы хотя бы попытаться совершить аварийную посадку в тайге: электронасосы перекачки топлива в расходный бак перестали работать. В итоге пилоты приняли решение приземляться на недействующем аэродроме Ижма, ВПП которого не приспособлена для посадки гражданских лайнеров.

«После того как в полете произошло отключение электроприборов, экипаж был вынужден посадить самолет», — сообщили в Генпрокуратуре.

Пилоты — Андрей Ломанов и Евгений Новоселов — фактически совершили подвиг, отмечают эксперты. Им пришлось вручную сажать тяжелый лайнер на маленькую взлетно-посадочную полосу заброшенного аэродрома Ижма в Ижемской районе Республики Коми. Ее длина составляет всего 1300 метров, и она предназначена для посадки самолетов типа Ан-24. Последний раз самолетные шасси касались этой трассы десять лет назад. Дорога заросла травой.

Очевидцы рассказывали, что было страшно смотреть, как самолет пытался приземлиться.

После двух неудачных заходов лайнер все-таки удалось посадить, однако места для торможения было слишком мало. Машина выкатилась за пределы полосы. К счастью, за бетонкой шло редколесье — опушка, заросшая невысокими сосенками. Самолет буквально срезал верхушки деревьев. Колеса многотонного лайнера тут же зарылись в землю, однако остановиться «Ту» смог только через 200 метров.

Посадка вышла настолько аккуратной, что ни один человек не пострадал.

Выбив люки, экипаж спустил надувные трапы, и перепугавшиеся пассажиры покинули салон. К месту ЧП тут же прибыли местные спасатели. Пассажиров с багажом перевезли в Ижму и разместили в гостинице при районном спорткомплексе. Там их уже ждали психологи и врачи. Многие предпочли снимать стресс алкоголем, купленным в местном кафе. Когда пассажирам предложили доехать до ближайшего аэропорта в Ухте и отправиться в Москву другим самолетом, только двое предпочли после пережитого ужаса добираться до столицы поездом.

Специалисты предлагают дать экипажу медали за проявленный героизм.

«Чудотворцы: примостить почти полностью «мертвый» Ту-154 на 1200 метров! — восхищаются читатели форума на Avia.ru. — И лайнер целый, и ни одного пострадавшего!» «Экипаж — молодцы! Какие нужны еще доказательства, что такие чудеса способны творить только высокоподготовленные пилоты, штурманы, бортовые инженеры», — вторят другие.

По словам заслуженного летчика СССР, президента Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олега Смирнова, экипаж Ту-154 был действительно очень опытным. По мнению Смирнова, «в невероятных условиях, когда отказала вся система, а затем электроприборы, они показали хладнокровие и высочайший профессионализм. Всему, что они сделали, пилотов учат, но здесь наметанный глаз летчиков сработал сразу», — сообщил «Газете.Ru» Смирнов. По словам собеседника, командир в сложных условиях понял, что нужно снижаться на 3 тысячи метров, чтобы включить аварийную систему снабжения током. «Когда система не сработала, он нашел в тайге аэродром. Зная, что у ВПП недостаточная длина, что аэродром много лет не использовался, он совершил блестящую посадку. И нашел единственный в таких условиях выход», — сказал Смирнов. Тем не менее, по его словам, что происходило на борту, выяснится только в ходе расследования. «В любом случае, чтобы ни показало расследование и какую бы роль по его итогам ни сыграли в инциденте пилоты, они совершили блестящую посадку. Их профессионализм налицо — все живы и здоровы», — сказал Смирнов.

Представитель Росавиации подтвердил «Газете.Ru», что оба пилота были опытными летчиками, «с большим налетом».

При этом и Ломанов Андрей, и Евгений Новослелов были КВС — командирами воздушного судна. «Из Полярного в Москву из-за больших расстояний летают так называемые усиленные экипажи», — пояснил собеседник.

Между тем посетители авиационного форума осторожно высказывают главный вопрос: насколько была серьезной ситуация на борту, если пилоты предпочти вручную садиться на короткую полосу и не пытались долететь до аэропорта Ухты? «Значит, «прижало» серьезно, если осознанно садились на полосу, не предназначенную вообще теперь для приема самолетов, — пишут форумчане. — До Ухты 100 километров, но даже пробовать дотянуть не стали».

В настоящее время на месте происшествия работает комиссия Росавиации, в которую входят представители территориального и центрального управления, представители компании АЛРОСА, ОАО «Туполев». «Комиссия сейчас оценивает состояние и работоспособность самолета и его систем, действия экипажа при посадке, подготовке к полету и во время полета. Расшифровываются параметрические данные», — отметили также в Росавиации.

Доследственную проверку начал СКП, сообщил «Интерфаксу» официальный представитель СКП Владимир Маркин. По ее результатам будет принято процессуальное решение.

Перед авиакомпанией стоит главный вопрос — что делать с Ту-154.

Даже если машину вытащить из леса и поставить на бетонку, никто не гарантирует, что самолет взлетит: слишком короткая полоса.

Кроме того, еще предстоит выяснить, что случилось с электроникой, насколько она оказалась повреждена. Не исключено, что машина просто будет разобрана на части. Предприниматели в Коми уже заявили, что рассматривают застрявший самолет в качестве ресторана или гостиницы.

Новости и материалы
В США раскрыли, что ярко свидетельствует о провале Украины на фронте
Российским заключенным разрешат носить пижамы, легинсы и шарфы
ВТБ назвал главные схемы мошенничества в «черную пятницу»
WSJ узнала, кому Трамп предложил возглавить министерство финансов США
Генсек НАТО хочет убедить Трампа не уступать России
Доля российских удобрений на рынке Европы рекордно выросла
Посетитель ночного клуба признался диджею в любви и откусил у него ухо
Названы уязвимые к российским холодам автомобили
Марочко сообщил, что украинские военные сбросили тела неизвестных в реку
ВС РФ уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР
«Вашингтон» без сломавшего ногу Овечкина проиграл «Колорадо»
Во время урагана в Москве пострадали не менее четырех человек
Стало известно, как Украина хочет «сбивать» российские ракеты «Орешник»
«Почта России» распродает склады и офисы, чтобы закрыть убытки
Илон Маск ответил на список невыполненных дел с обложки американского журнала
Российские хакеры опубликовали список ВИЧ-пациентов, которых могут призвать в ВСУ
Выросло число детей, госпитализированных после массового отравления в школе в Канске
Эстония лишь спустя три дня после удара «Орешника» созовет Совбез по Украине
Все новости