В понедельник оперативники УВД Орла, совместно с сотрудниками ФСБ расследующие серию взрывов и нападений на здания правоохранительных органов в городе, провели спецоперацию. Ее итогом стало задержание шести предполагаемых членов ультраправой подпольной группировки. Как рассказали «Газете.Ru» в городском УВД, шестерых задержанных, которым от 18 до 25 лет, следствие считает рядовыми участниками группы.
Их предполагаемый лидер — 32-летний экс-преподаватель кафедры физкультуры орловской академии ФСО в звании майора.
Он был задержан около 03.00 субботы, когда возвращался в Орел из пригорода. При обыске в его гараже были найдены два обреза, револьвер, четыре бутылки с зажигательной смесью, «приспособление в виде авторучки для стрельбы малокалиберными патронами», взрывчатые вещества и другие компоненты для изготовления самодельных бомб, а также литература националистического толка. На прежнем месте работы подозреваемого в организации экстремистского сообщества комментировать ситуацию не стали.
Как рассказали «Газете.Ru» в областном управлении СКП, часть задержанных уже признали свою вину и активно дают показания. Обвинения им пока не предъявлены. Как ожидается, националистам инкриминируют ст. 30 и 105 (покушение на убийство, совершенное общеопасным способом) УК РФ и ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение имущества), а также ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ. «Есть основания полагать, что это только ячейка одной большой группировки, но если в городе действовала всего лишь небольшая банда, а нам удалось ее поймать, то это уже очень хорошо», — говорят следователи.
Версия о том, что за поджогами в городе стоят люди, «объединившиеся на почве единства националистических идей в целях дестабилизации обстановки в стране», появилась у сотрудников СКП 19 июля, когда неизвестные бросили бутылки с зажигательной смесью в окно опорного пункта милиции № 1 в Железнодорожном районе города. «За три дня до этого самодельную бомбу заложили между оконной рамой и решеткой наружной стороны в прокуратуре того же района Орла. Никто не пострадал, но взрыв серьезно повредил окно и кабинеты прокуроров. Когда оперативники 19 июля приехали к атакованному пункту милиции, они обнаружили там листовки правого толка», — рассказали в УВД Орла. На распечатанных на принтере листовках был изображен кастет с надписью NS/WP «Центр» (National-Socialism White Power — «Национал-социализм Белая сила»). Подпись на листовках гласила: «Делай как мы, делай лучше нас!». 25 июля на правых форумах появилось официальное заявление NS/WP «Центр», в котором участники группировки взяли ответственность за поджог и взрыв на себя.
«Мы подняли знамя открытого восстания в городе, который никогда не считался каким-то особенным в плане коррупции, несправедливости либо межэтнической напряженности», — писали националисты, мотивируя начало «белой войны» «произволом правоохранительных органов» и «массовым вторжением инородцев».
Последний раз перед задержанием группировка заявила о себе 5 августа. В этот день в Орле отмечался день города. Вечером после праздничного салюта в кафе «Индира», расположенном на окраине Орла, сработало самодельное взрывное устройство. Осколочные ранения получили пять человек. «После этого версия о причастности к этой серии преступлений националистов стала очевиднее. В «Индире» работают в основном выходцы с Кавказа. Конечно, отрабатывались версии и о мести конкурентов, но почерк был больше похож на националистов. Наша версия в итоге подтвердилась», — говорят в орловской милиции. Следователи не исключают, что в ходе допросов может выясниться, что группировка причастна и к другим аналогичным преступлениям, совершенным в 2009 году. Например, к поджогу здания прокуратуры в декабре прошлого года. Также решается вопрос о возбуждении против экс-сотрудника ФСО уголовного дела по ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) УК.
Активные националисты среди бывших или действующих сотрудников силовых ведомств не редкость. Например, 26 июля на Сахалине был вынесен приговор оперативнику угрозыска УВД Южно-Сахалинска Ивану Розенко. Суд признал его виновным в организации ячейки запрещенного «Славянского союза» (организация запрещена в России). По данным аналитического центра «Сова», уровень бытовой ксенофобии в российских правоохранительных органах довольно высок, особенно в милицейских спецподразделениях вроде ОМОНа, чьи сотрудники периодически выезжают в командировки в Чечню. Впрочем, оговариваются сотрудники центра, поддержка националистических идей в силовых ведомствах не является системной, в органах чаще просто находятся сочувствующие ультраправым движениям.