Мосгорсуд в пятницу начал рассмотрение по существу уголовного дела в отношении бывшего директора Государственного театра киноактера Олега Бутахина и его сына Михаила, который работал заместителем директора того же театра. Отца и сына Бутахиных обвиняют в получении взяток от руководства коммерческих фирм, которые незаконно арендовали помещения в здании театра. Вместо того чтобы заключить с компаниями ООО «Генгрупп» и ЗАО «Остров» официальный договор аренды, Бутахины получали от них деньги наличными, говорится в материалах следствия.
Уголовное дело рассматривает суд присяжных. «Мы об этом попросили: другого способа добиться правды у нас нет», — заявил в пятницу корреспонденту «Газеты.Ru» Олег Бутахин, ждущий под дверью начала первого заседания по своему делу. 70-летний экс-директор и его сын находятся под подпиской о невыезде. Следствие дважды ходатайствовало об их аресте, заявляя, что они пытаются оказать давление на свидетелей.
«Это чушь. Они просто собирались засадить меня в клетку, чтобы я не мог себя защитить», — кипятился Бутахин-старший.
Его сын в этот момент что-то обсуждал с адвокатом.
В коллегии присяжных по делу о взятках 15 человек — 8 мужчин и 7 женщин, большинство на вид не старше 40 лет. Всего отобрали 16 заседателей, но один из них неожиданно заболел, объявил председательствующий судья Андрей Коротков. Он заменил присяжного № 9 на запасного члена коллегии, после чего заседание началось.
«Бутахин Олег Михайлович, директор Театра киноактера, договорился со своим сыном о том, что они будут незаконно предоставлять в аренду помещения театра ООО «Генгрупп» и ЗАО «Остров» за $35,5 тысяч в месяц», — сообщила присяжным гособвинитель.
Представитель Московской прокуратуры отметила, что отец и сын Бутахины не заключали с арендаторами договоров и не получали разрешения Росимущества на передачу помещений театра. Следствие располагает данными о том, что директор и его зам получили как минимум три транша по $35,5 тысяч, то есть всего около 3 млн рублей. Последнюю часть суммы Михаилу Бутахину передал лично Александр Пронозин — гендиректор «Генгрупп», который незадолго до этого сообщил о вымогательстве в ДЭБ МВД. После этого Бутахина-младшего задержали оперативники, а затем уголовное дело, возбужденное по ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки) передали в следственный отдел ЦАО Москвы СУ СКП России. В тот же день, 30 июня 2009 года, был задержан Бутахин-старший.
«Вы признаете свою вину?» — обратился председательствующий Коротков к Олегу Бутахину, когда прокурор закончила выступать. «Нет, конечно», — вскочил со своего места экс-директор театра.
Бутахин-младший свою вину тоже не признал. Показания по существу отец и сын, по совету адвокатов, будут давать в конце процесса. «Уважаемые присяжные заседатели, прошу вас помнить, что версия следствия — это всего лишь версия. Мы постараемся вам доказать, что никаких взяток Олег Михайлович и Михаил Олегович не брали. Прошу вас внимательно слушать и внимательно смотреть», — обратился к коллегии защитник Бутахина-старшего Артур Шац.
Вслед за защитой в суде выступила первая свидетельница по делу о вымогательстве — адвокат Ольга Опря, которая оказывала юридические услуги фирмам «Остров» и «Генгрупп». Она рассказала, что обе компании занимались консалтингом: ЗАО «Остров» оказывало юридические услуги, а «Генгрупп» давала консультации в сфере бизнеса. Офисы компаний располагались на первом, втором и третьем этажах здания на Поварской, 33 — памятника архитектуры, который принадлежит Театру киноактера. Вход в помещения компаний был отдельный. С Пронозиным и Костровым, одним из руководителей «Острова», она знакома с 2004 года, но помещения на Поварской они заняли еще раньше. Правда, договор с ними не заключали.
По словам Опря, «Остров» и «Генгрупп» «стремились легализовать отношения» с руководством театра, но Олег Бутахин отказывался подписывать договор.
Адвокат рассказала также, что руководство театра скрывало факт нахождения посторонних фирм от Минкультуры и Росимущества, которые периодически, «два-три раза в год», наведывались на Поварскую с проверками. «Михаил Бутахин раскладывал какие-то афишки, чтобы создать видимость театральной деятельности, — вспоминала Опря в суде. — Людей отправляли погулять куда-то, документы переносили в машины».
— Присутствовали ли вы при передаче Бутахину денежных средств? — к допросу свидетеля подключились защитники.
— Нет, никогда.
— Занимали ли Пронозин и Костров какие-либо должности в Генбанке?
— Насколько мне известно, нет.
Вопрос о Генбанке защита задала потому, что Бутахины считают руководство этого банка инициаторами возбуждения дела против них.
Как рассказал «Газете.Ru» Олег Бутахин, коммерческий банк ООО «Генбанк» на протяжении нескольких лет арендовал помещения в здании Театра киноактера. Договор аренды должен был истечь в 2011 году, и перезаключать его директор не собирался. Якобы за это руководство банка и решило отомстить Бутахину, добившись возбуждения против него уголовного дела.
Бутахин-старший утверждает, что о нахождении в здании театра компаний «Генгрупп» и «Остров» он даже не знал. По его словам, обе фирмы принадлежат тем же людям, которые руководят Генбанком. Действительно, на официальном сайте банка среди членов совета директоров числится Геннадий Костров, которого защита называет учредителем «Острова».
Что касается денег, которые получил Бутахин-младший, их ему должен был заплатить банк за помощь в оформлении в собственность подсобного строения по соседству с театром, утверждают подсудимые.
Речь идет о здании, расположенном по адресу Поварская, 33, строение 4. Оно было арендовано Генбанком полностью, и летом 2009 года руководство банка решило его выкупить. Михаил Бутахин согласился помочь оформить документы, а $35,5 тысяч ему заплатили в качестве гонорара. «Следствие интерпретировало как взятку деньги, которые он получил за работу», — заявил «Газете.Ru» адвокат Шац. «Если они считали, что это взятка, почему не проследили за ним дальше, не подождали, пока он пойдет со мной делиться? — сыпал вопросами экс-директор театра и сам же на них отвечал: — Потому что знали, что не пойдет, что это никакая не взятка, а заработанные им деньги».
В Генбанке в пятницу отказались от комментариев, объяснив это нежеланием вмешиваться в ход судебного следствия. На официальном сайте банка сообщается, что из здания на Поварской центральный офис переехал (произошло это 12 июля 2010 года) и теперь находится в Проточном переулке, недалеко от станции метро «Смоленская».
«Там просто удобнее и просторнее, — объяснил причину переезда источник в банке. — А что касается всех этих историй со взятками, к ним мы не имеем никакого отношения».
По словам анонимного собеседника «Газеты.Ru», во время нахождения на территории Театра киноактера все договоры об аренде у Генбанка были в порядке, «иначе центральный офис просто не зарегистрировали бы в Центробанке». Что касается собственников «Острова» и «Генгрупп», информацией об их связи с банком источник не располагает.
«Театр — это мой дом. У себя не воруют», — подытожил после заседания в пятницу Бутахин-старший.
Получить комментарий представителей Государственного театра киноактера пока не удалось. На официальном сайте театра перечисляются заслуги экс-директора: «За годы руководства театром Олегу Михайловичу Бутахину удавалось спасти театр не только от физического разрушения, но и вдохнуть в него энергию творческого развития и становления репертуара», — но о скандальном процессе ничего не говорится. Вскоре после начала расследования в отношении Бутахиных пост директора театра занял Сурен Шаумян.