Дело членов одной из самых жестоких праворадикальных группировок — «Национал-социалистического общества» (НСО (организация запрещена в России)-Север») — поступило в суд еще в январе, но предварительные слушания по нему по разным причинам постоянно откладывались. Поэтому собравшиеся в понедельник в Мосгорсуде участники процесса абсолютно спокойно восприняли часовое опоздание автозака с фигурантами дела. На скамье подсудимых Виктор Апполонов, Виктор Вахромов, Сергей Голубев, Василиса Ковалева, Николай Михайлов, Константин Никифоренко, Леонид Рудик, Владислав Тамамшев, Евгений Чалков, Дмитрий Чечкин, Сергей Юров и предполагаемый лидер группировки Лев Молотков. Все они находятся под стражей. Самостоятельно пришел в суд только кроткий Сергей Свиридов, отпущенный под подписку о невыезде, так как проходит по делу в качестве «малозначительного» участника одного из покушений. Впрочем, родственники остальных фигурантов дела, бродившие по коридорам суда, утверждали, что меру пресечения, не связанную с арестом, Свиридов заработал за активное сотрудничество со следствием. Худощавый националист, обреченно опустив голову, слушал своего адвоката. Тот объяснял, что за инкриминируемое преступление ему грозит больше пяти лет.
Остальные участники «НСО-Север» могут попасть за решетку пожизненно. Однако они, войдя в судебный «аквариум», выглядели значительно бодрее своего оставшегося на свободе соратника.
По данным следствия, на счету членов «НСО-Север» 27 убийств, несколько десятков покушений на «лиц неславянской внешности», серия терактов и грабежи.
НСО как официальная организация было создано в 2004 году помощником депутата Госдумы Дмитрием Румянцевым, но за годы своего существования превратилась в сеть подпольных автономных ячеек. В 2008 году в движении произошел раскол: Румянцев покинул пост руководителя, а его место занял Максим Базылев, считавший, что походами на «Русские марши» и раздачей листовок националисты ничего не добьются. Движение перешло к радикальным мерам. В 2009 году Базылева арестовали, а позднее он вскрыл себе вены в СИЗО.
Как считают в СКП, преемником Базылева стал 28-летний житель Сергиева Посада Лев Молотков, вступивший в НСО в 2007 году.
Следствие считает Молоткова лидером «НСО-Север». С остальными подсудимыми он познакомился в интернете. За два года существования помимо многочисленных убийств группировка успела устроить серию взрывов в Подмосковье, а также подготовить теракт на Загорской ГАЭС, осуществить который им так и не удалось. Националисты скрывались от правоохранительных органов, меняя одну съемную квартиру за другой, но летом 2008 года оперативникам ФСБ удалось выйти на их след. Как считают сами подсудимые, их сдал соратник, некий националист по фамилии Мельник. Молотков, Юров и Никифоренко на допросах сами рассказали, что расправились с приятелем, когда у них только появились подозрения на его счет. «Первое, что спросили у них милиционеры: «Где Мельник?». Они им и ответили: «Под деревом стукач лежит, пошли, покажем», — рассказал на условиях анонимности адвокат одного из подсудимых «Газете.Ru». После задержания Молоткова следователи быстро вышли и на остальных участников группировки. Один из них, Владислав Тамамшев, при задержании тяжело ранил сотрудника ФСБ.
В январе дело так называемой банды Молоткова было передано в Мосгорсуд, а оттуда в Московский окружной военный суд (МОВС), так как один из подсудимых обвиняется в дезертирстве. Правда, заседания МОВС все равно в целях безопасности было решено проводить в Мосгорсуде.
Родители подсудимых утверждают, что никто из их детей в радикальных группировках никогда не состоял. «Там, конечно, есть ребята, которые действительно совершали эти преступления, но большинство вообще не при делах. Они все познакомились на интернет-форумах. Они же просто подростки: лазили по интернету, чтобы узнать, кто такие готы, панки или скинхеды, чтобы потом было о чем говорить. Познакомились, стали общаться, а следователи решили, что это террористическая ячейка. Теперь их к черным в камеры сажают и ломают», — сказал «Газете.Ru» отец одного из подсудимых. Остальные родители предполагаемых националистов-подпольщиков к прессе были настроены враждебно и обвиняли журналистов в ангажированности и связях со спецслужбами. Когда предварительное слушание закончилось, они сразу же кинулись к адвокатам.
Те рассказали, что МОВС решил рассматривать дело «банды Молоткова» тройкой профессиональных судей, а заседания будут проходить в закрытом режиме.
«На этом якобы настояли потерпевшие. Они еле по-русски говорят, а написать ходатайства смогли — удивительно», — возмущались адвокаты. «Короче, — подытожил один из юристов, — закатают ваших детей в асфальт».