В четверг Следственный комитет при прокуратуре сообщил, что проверка в отношении сотрудников МВД и Следственного комитета при МВД, расследовавших уголовное дело в отношении юриста инвестиционного фонда Нermitage Capital Management Сергея Магнитского, будет продолжена. Накануне было объявлено, что следователь следственного отдела по Тверскому району СКП Москвы отказал в возбуждении уголовного дела в отношении милиционеров «в связи с отсутствием в действиях милиционеров составов преступлений».
Однако глава СКП Александр Бастрыкин отменил это решение. По его требованию, материалы проверки были направлены из Тверского отделения в Главное следственное управление СКП.
Собранные документы будут тщательно изучены, будет проведена дополнительная проверка, а в случае обнаружения оснований будет возбуждено уголовное дело, сообщили «Газете.Ru» в СКП.
По мнению представителей фонда Нermitage Capital, в котором работал юрист, на перемену мнения Следственного комитета повлияло «общественное возмущение» вчерашним заявлением пресс-службы ведомства об отказе в возбуждении уголовного дела. «Мы глубоко убеждены, что все те, кто надеется уйти от ответственности за жестокое и бесчеловечное преступление, в конечном счете будут наказаны», — говорят в Нermitage Capital.
Проверка действий милиционеров началась после того, как в апреле этого года в СКП обратилась председатель Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева.
«Эта смерть не является случайной, она также произошла не просто по недосмотру или халатности отдельных лиц, работающих в системе исполнения наказаний, — написала в своем заявлении правозащитница. — Сергей Магнитский погиб от систематических пыток, которым он преднамеренно подвергался по указанию сотрудников МВД Олега Сильченко и Алексая Кузнецова и его подчиненных Кречетова, Толчинского и Дроганова, а также других «неустановленных лиц».
Именно против подполковника Алексея Кузнецова и его коллег юрист дал показания, после чего был сам арестован, указала Алексеева в своем заявлении.
Заместитель начальника 6-го отдела 2-й оперативно-розыскной части (ОРЧ) управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы Кузнецов и следователь ГСУ ГУВД Павел Карпов в июне 2007 года проводили обыски в Hermitage Capital и юридической фирме Firestone Duncan, где изъяли финансовую и правоустанавливающую документацию. Позднее эти документы фигурировали в уголовном деле о хищениях, обвиняемым по которому проходил Виктор Маркелов, ранее судимый за убийство. В декабре 2007 года адвокаты Hermitage Capital, в том числе и сам Магнитский, заявили следователям, что обнаружили доказательства причастности к этим хищениям также Кузнецова и Карпова.
Летом 2008 года Магнитский дал свидетельские показания против милиционеров, сообщив, что они причастны к хищениям 5,4 млрд рублей из российского бюджета.
А в ноябре того же года юрист был арестован по подозрению в уклонении от уплаты налогов. «Арестовали Магнитского те же сотрудники милиции, которых он обвинил в совершении преступления, — было сказано в заявлении главы МХГ. — Эти же сотрудники (подполковник Кузнецов и его подчиненные Дроганов, Кречетов и Толчинский) входили в состав следственной группы, расследовавшей его дело, подписывали лживые рапорты, организуя его незаконный арест и содержание под стражей. Они требовали от него отказаться от данных им показаний и оговорить себя и своих клиентов». Правозащитница добавила, что с согласия милиционеров арестанту постоянно ухудшали условия содержания в СИЗО и отказывали в предоставлении необходимой медицинской помощи, причиняя физические и нравственные страдания, приведшие в конечном счете к его смерти. «В течение всего периода содержания Магнитского под стражей вплоть до дня его смерти 16 ноября 2009 года Кузнецов бессменно являлся активным участником следственной группы, расследующей «преступления» лица, давшего против него свидетельские показания, — указала в заявлении Алексеева. — Ходатайство Магнитского об отводе Кузнецова и его подчиненных было отклонено следователями СК при МВД». Против указанных в обращении лиц Алексеева просила возбудить уголовное дело по факту применения пыток.
«Я очень рада, что в СКП спохватились и поняли, что отделаться простой отпиской в том деле нельзя, — заявила в четверг «Газете.Ru» Людмила Алексеева. — Мы их не оставим в покое, будем добиваться, чтобы виновные были наказаны».
Она выразила надежду, что новая проверка законности действий сотрудников МВД будет не фиктивной, а настоящей. Как добавила правозащитница, она и ее коллеги мечтают изменить условия содержания заключенных в СИЗО. «Мы будем добиваться, чтобы те условия в нашей тюремной системе, которые сгубили Магнитского, были ликвидированы», — сообщила глава Московской хельсинкской группы.
Сейчас Главное следственное управление продолжает расследовать уголовное дело, возбужденное по факту смерти Магнитского по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному) и ст. 293 УК РФ (халатность). На этой неделе были обнародованы результаты повторной медицинской экспертизы, согласно которым Магнитский умер от острой сердечной недостаточности — таким образом, эксперты подтвердили первоначальный диагноз. При этом медики отметили, что лечение Магнитского в СИЗО проходило на крайне низком уровне.