В среду Генпрокуратура обсудила сразу с несколькими министерствами проблему военно-патриотического воспитания молодежи. Чиновники фактически признали, что пока привить школьникам и студентам любовь к армии и желание идти защищать родину не помогли ни выпущенное в феврале 2010 года постановление правительства о подготовке граждан к военной службе, ни возрождение Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), ни различные региональные постановления и указы, касающиеся воинской подготовки. На обсуждение у них ушло около двух часов.
В самом начале совместной коллегии с Минобороны, Минобразования и Минспорта генпрокурор Юрий Чайка попытался убедить присутствовавших, что за последние полгода «дело все-таки сдвинулось с мертвой точки»: в России открылись центры патриотического воспитания, военно-патриотические клубы, выросло число кадетских корпусов.
Но проблем все равно оказалось гораздо больше.
Так, финансирования не хватает ни ДОСААФ, ни военным клубам. А те деньги, что получают региональные представительства ДОСААФ, нередко расхищаются их же руководителями. В школах военную подготовку преподают недостаточно, уроки ОБЖ есть не везде, больше половины школьников не занимаются физкультурой. «Система военно-патриотического воспитания слабо влияет на формирование у молодежи духовных ценностей и военно-патриотических настроений. Призывники — неподготовленные люди: уже в армии приходится развивать их физическое здоровье. А порой просто откармливать», — резюмировал Чайка.
Ответственные за воспитание патриотизма у российской молодежи ведомства не понимают, кто из них что должен курировать.
На заседании выяснилось, что программа развития военно-патриотического воспитания на 2011—2015 годы, разработанная еще в прошлом году, не принята до сих пор. Она была доработана и представлена в правительство в мае. Но у нескольких ведомств, ответственных за ее реализацию, — Минспорттуризма, Минкультуры и Росмолодежи — возникли вопросы по поводу распределения бюджетных средств, и принятие программы опять задерживается.
Участники совещания объясняли неудачи чужими ошибками.
Главный военный прокурор России Сергей Фридинский заявил, что за военно-патриотическое воспитание должна быть ответственна школа, которая, по сути, этот свой долг сейчас игнорирует.
«Школы не имеют соответствующих специалистов. Руководители сами уменьшают количество часов по изучению основ военной службы», — жаловался Фридинский. Такие нарушения военная прокуратура нашла в Адыгее, Дагестане, Ингушетии. А в Республике Марий-Эл, Хабаровском, Амурском краях и ряде других областях ОБЖ и военную подготовку заменяют другими предметами или вовсе исключают из расписания. На физкультурных и военно-патриотических мероприятиях регионы только зарабатывают деньги, считают в ГВП. Для примера Фридинский рассказал, как в Волгодонском районе Ростовской области из «200 запланированных военно-патриотических мероприятий было профинансировано только одно, которое и не должно было быть профинансировано».
Упомянул Фридинский и ДОСААФ. По его словам, прокурорские проверки выявили, что региональные общества занимаются военной подготовкой несовершеннолетних, у которых есть отсрочка от армии. «Государство тратит на них тысячи, а результата никакого не получает: в армию они не идут», — сказал военный прокурор. Впрочем, он указал, что и у самой организации есть немало проблем, мешающих ей нормально работать. Например, обществу приходится участвовать в конкурсе на аренду помещений наравне с коммерческими организациями. В результате, сказал Фридинский, за последние пять лет у ДОСААФа была незаконно отчуждена недвижимость на сумму более 1,5 млрд рублей.
Военкоматы, по данным ГВП, способствовать патриотическому воспитанию молодежи также отказываются. Фридинский рассказал, что в 2009 году военная прокуратура обнаружила нарушения законодательства о призыве в каждом третьем комиссариате. «А процесс призыва граждан на военную службу отражается на притягательности и престижности ратного труда», — пояснил прокурор.
Заместитель министра обороны Николай Паньков нашел причину армейских бед в экстремизме и наркомании.
Неформальные молодежные группировки, по его словам, «неизбежно приходят в войска». По мнению Панькова, такие группировки и являются «одной из основных причин дедовщины». «По данным открытых источников, в России насчитывается 150 экстремистских молодежных группировок. Их участники проживают в крупных городах. Но опасность дальнейшего распространения этого негативного явления до средних и малых городов, других населенных пунктов весьма вероятна», — сказал замминистра. Из-за экстремизма в молодежной среде растет и уровень преступности среди несовершеннолетних. Попадая же в армию, малолетние нарушители закона продолжают, уточнил Паньков, совершать преступления. Наркомания, по его словам, тоже начала проникать в Вооруженные силы. «В 2009 году более трех тысяч призывников были признаны не годными или малогодными к службе из-за наркомании. В Минобороны есть возможности, которые могут поставить барьер проникновению наркомании, но полностью препятствовать ей не могут», — сказал замминистра.
Представители Министерства образования почему-то указали на плохие учебники истории.
Их замена на более качественные пособия, по словам замминистра образования Исаака Калины, должна стать первым шагом на пути к развитию у школьников патриотических чувств. А начальник Калины, министр образования Андрей Фурсенко добавил, что считает правильным увеличить срок призыва до 30 лет. «Более взрослая армия более подготовлена и готова к вызовам времени. У нас армия сегодня взрослеет. У нас многие люди сейчас уходят в армию не после школы, а после вуза », — пояснил он свою позицию.
Сошлись все чиновники в одном: больше всего патриотические настроения школьников и студентов подрывают средства массовой информации.
«Идет деградация традиционных ценностей, навязывание СМИ чуждых России ценностей, отбивание желание служить России», — заявил Фридинский. Калина вспомнил времена Советского Союза, когда «интонации школьного образования лет 30 назад подкреплялись информацией из СМИ, фильмов, книг». «Современные подростки получают информацию из других источников — СМИ, интернет. А это нельзя назвать сонаправленной политикой со школой», — сказал замминистра.
Правда, выслушав представителей министерств, приглашенный на коллегию вице-премьер Сергей Собянин пыл чиновников остудил, заявив, что в конце 80-х — начале 90-х патриотическое воспитание было на слабом уровне и возвращаться к нему в условиях открытого общества не имеет смысла.
«Замшелые советские способы и методы не будут эффективными в условиях открытого общества. Уровень патриотизма зависит от уровня экономики, социальной сферы, спорта, науки и образования. Наши проблемы в 90-х годах в Чечне сотней патриотичных гимнов невозможно было заменить. Поверьте, один выигранный матч на чемпионате мира будет лучше сотни прочитанных лекций на тему патриотизма», — сказал вице-премьер.
Он добавил, что создавать то, что было 20 лет назад, не нужно, а необходимо понимать, над чем работать, и дать субъектам точную методику, по которой они смогут развивать патриотические чувства молодежи.
Выслушав мнения всех сторон, коллегия решила создать специальную рабочую группу, которая бы решила вопрос касательно военно-патриотического воспитания. Генпрокурор Юрий Чайка пожелания Собянина обещал включить в решения коллегии и учесть в дальнейшей работе.