Законопроект, внесенный на рассмотрение Госдумы, предусматривает поправки к статье 23 закона «О воинской обязанности и военной службе». В частности, депутаты предлагают вписать в статью еще один пункт — о возможности откупиться от воинской обязанности.
Не проходить годовую срочную службу в армии, согласно законопроекту, можно будет за 1 млн рублей (то есть примерно 2800 рублей за один день не в казармах).
Авторы законопроекта — депутаты от ЛДПР — говорят, что эта сумма не окончательная. «Если законопроект будет концептуально принят в первом чтении, то мы будем обсуждать цифры во втором чтении, — рассказал «Газете.Ru» один из авторов документа депутат Максим Рохмистров. — Эта сумма для нас не является принципиальной». Собеседник пояснил, что «по данным из СМИ была высчитана средняя сумма взятки», которую обычно платят призывники «за полноценный откос от армии». «Это примерно $10 тыс.», — пояснил он. Однако названная в законопроекте сумма в три раза больше «среднестатической взятки». Впрочем, по данным Главной военной прокуратуры, приведенным в пояснительной записке к документу, за 9 месяцев 2009 года выявлено 1400 преступлений коррупционной направленности, при этом материальный ущерб составил более 2,5 миллиарда рублей. 70% такого рода преступлений совершили офицеры и медицинские работники.
Большинство опрошенных «Газетой.Ru» молодых людей призывного возраста заявили, что они бы с радостью отдали бы свой долг Родине деньгами.
Но практически все они добавили, что сумма непомерно велика, особенно для уроженцев регионов, удаленных от Москвы. «Даже 100 тыс. рублей — большая сумма для многих регионов», — заявляют призывники.
Впрочем, по мнению Рохмистрова, деньги за молодых людей могли бы внести компании-работодатели. «Мы обсуждали с представителями ряда компаний, которые испытывали большую нехватку рабочих специальностей, и они заявляли, что с удовольствием заплатили бы миллион рублей, если с ними кто-нибудь подпишет контракт на токаря-фрезеровщика или водителя, — говорит депутат. — Потому что они не меньшие суммы платят кадровым агентствам, чтобы те нашли специалиста рабочих специальностей».
В крайнем случае, по словам депутата, компании могли бы отправить молодого человека на учебу, если он готов затем пять лет отработать у них ради того, чтобы не ходить в армию.
По задумке депутатов, призывники будут вносить деньги на «специальный счет Минобороны, используемый исключительно на нужды боевой подготовки Вооруженных Сил».
Теоретически эти деньги должны пойти на оплату контрактникам, которых Минобороны сможет набирать на место отказников. «То есть идея такая: призывник должен возместить Минобороны деньги, которые тратятся на одного контрактника в год», — добавил представитель ЛДПР. Он добавил, что у фракции пока нет данных, сколько именно стоит ведомству один профессиональный воин. «Вот когда в Госдуме начнут рассматривать законопроект, тогда мы и подадим соответствующий запрос в министерство, — пояснил Рохмистров. — Но, по нашим расчетам, это 300–350 тыс. рублей в год».
По словам Рохмистрова, депутаты до сих пор не знают мнения военного ведомства насчет законопроекта. «Но уж кто-кто, а Минобороны нас должно поддержать, — считает автор документа. — Во-первых, закон решает проблему коррупции, а во-вторых, финансовую проблему: сейчас в бюджете нет денег на увеличение количества контрактников. При этом постоянно идет недобор на срочную службу». Депутат отметил, что нововведение поможет снизить число уклонистов от армии. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что во время осеннего призыва 2009 года количество уклонистов превысило 17 тыс. человек. А всего в России насчитывается 198,6 тыс. человек, уклоняющихся от призыва на военную службу, в том числе 45 тыс. москвичей.
На вопрос «Газеты.Ru», не опасаются ли депутаты, что казармы окажутся в итоге практически пустыми, Рохмистров пояснил, что они этого и добиваются. «Это будет способ перевести российскую армию на контрактную службу», — пояснил он.
По словам председателя Союза комитетов солдатских матерей России Валентины Мельниковой, предложенная депутатами мера только усилит коррупцию.
«Тогда молодым людям, которым положена отсрочка по заболеванию, будут говорить: либо 200 тысяч нам в карман, и мы даем вам справку, либо платите «как здоровые» миллион министерству, — пояснила Мельникова. — То есть такой откуп просто повысит расценки на взятки и увеличит коррупцию». Это же мнение разделяет и председатель Солдатских матерей Санкт-Петербурга Элла Полякова. На вопрос, что же придется делать здоровым призывникам, Полякова сообщила, что «в России нет здоровых — есть необследованные». Кроме того, как напомнили представители солдатских матерей, для признанных годными есть также альтернативная служба длительностью в 1 год и 9 месяцев.
«Не так много людей сможет откупиться за миллион рублей от армии — таким образом, возникнет социальная напряженность, которая может вылиться в серьезные последствия», — заявил «Газете.Ru» старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев. «Те, у кого не будет такой суммы, почувствуют себя людьми второго сорта», — говорит он.
Вместе с тем эксперт напомнил, что на постсоветском пространстве есть примеры введения платы за возможность не служить.
В частности, такая практика существует в Грузии. «Но то, что приемлемо для Грузии, неприемлемо для России», — добавил эксперт. По его словам, сейчас в нашей стране все меньше призывников. «К каждому призыву их число падает на 70–80 тыс. человек, и так будет до 2012 года, — говорит Евсеев. — Так что Минобороны будет вынуждено либо увеличивать срок службы, либо официально сокращать армию. Второй вариант, конечно, лучше для населения». Эксперт пояснил, что идеальной численностью для российской армии было бы 700–800 тыс. человек — и контрактников, и призывников. «До реформ в армии был 1 млн человек, однако затем оборонное ведомство перестало сообщать конкретные данные о численности армии», — добавил Евсеев.