В понедельник следователь Промышленного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по Самарской области Олег Трухман фактически признал, что уголовное дело, возбужденное ранее в отношении бывшего депутата, было сфальсифицировано. При этом, по его словам, оснований для возбуждения уголовного дела против сотрудниц милиции он все равно не видит.
Напомним, Кутузов, который получил тяжелые травмы после встречи с конным милицейским патрулем, скончался в минувшую субботу у себя на даче. Официальный диагноз — субарахноидальное кровоизлияние.
11 марта 2010 года работавший программистом в одном из филиалов ОАО «Волгателеком» Кутузов был задержан конным патрулем. Младший сержант милиции Татьяна Терехина и милиционер-кавалерист младший сержант Лидия Котова проверили у него документы, после чего предложили пройти до ближайшего опорного пункта «для медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения». Со слов самого Кутузова, одна из сотрудниц приковала его наручниками к седлу лошади, после чего все они направились в опорный пункт. Когда милиционеры с задержанным подошли к пешеходному переходу, лошадь, испугавшись сигнала проезжавшего автомобиля, сорвалась с места и понесла. После первого удара копытом Георгий Кутузов потерял сознание. Лошадь тащила его почти сотню метров, пока не оборвался ремешок стремени, к которому был пристегнут экс-депутат. В тот же день он был доставлен в городскую больницу им. Н. А. Семашко. Медики зафиксировали у потерпевшего многочленные травмы: ушиб грудной клетки, ушиб головного мозга, ушибленные раны мягких тканей головы, ушиб правого плеча и вывих лучезапястного сустава правой руки.
«От нас он выписывался в удовлетворительном состоянии, — рассказал «Газете.Ru» главврач больницы им. Н. А. Семашко Максим Карпухин. — Сейчас пока трудно сказать, что послужило причиной смерти, возможно, это был инсульт, возможно, этот процесс вызвала образовавшаяся в результате черепно-мозговой травмы гематома. Но с большой долей вероятности можно сказать, что его смерть могла быть следствием тех травм, которые он получил в результате произошедшего с ним инцидента».
Вчера же, по словам господина Карпухина, работниками прокуратуры была изъята история болезни Георгия Кутузова.
На следующий день после того, как бывший депутат был госпитализирован, его мать Полина Кутузова написала заявление в следственный комитет с требованием привлечь сотрудников милиции к уголовной ответственности. Однако сначала следователи в действиях сотрудников милиции состава преступления не обнаружили и отказались возбуждать уголовное дело. Сами милиционеры отрицали причастность к данному происшествию: кавалеристки Терехина и Котова заявляли, что программист сам напал на конный патруль. В результате тем же следственным комитетом в отношении Кутузова было возбуждено уголовное дело по ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителей власти) и ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти при исполнении им должностных обязанностей).
«Позиция заместителя руководителя следственного комитета СУ по Самарской области Юрия Сливы по данному вопросу не имеет ничего общего с понимание прав личности на неприкосновенность и на защиту со стороны государства. Позиция одна: виноват гражданин, а сотрудницы ни при чем, и никакие аргументы, доводы и показания свидетелей, подтверждающие обратное, не имеют значения, — прокомментировала произошедшее уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова. — С самого начала следователем была создана нелепая версия произошедшего, направленная на «прикрытие» сотрудниц ППС. Когда ситуация стала достоянием общественности, следственные органы отличились таким псевдоюридическим мифотворчеством, что ни у кого не осталось сомнений, с какой целью следователями подготовлены документы по этому делу».
В воскресенье следователь Промышленного следственного отдела Олег Трухман заявил журналистам, что уголовное дело в отношении Георгия Кутузова было фактически сфабриковано милиционерами.
По его словам, после проведенной дополнительной проверки по факту отказа в возбуждении уголовного дела в отношении милиционеров, на которой настояла прокуратура, выяснилось, что свидетели, подтвердившие версию кавалеристок, в момент инцидента вообще находились в другом месте. «Двое очевидцев, как нам удалось выяснить, давали показания по просьбе одного из милиционеров и с его слов и на месте инцидента не присутствовали. Сейчас они снова допрошены и дали уже показания другой направленности», — отметил Трухман.
Но основания для возбуждения уголовного дела против сотрудниц милиции следователь все равно не видит. «Допрошенные нами другие свидетели не видели сам момент задержания, а только процесс конвоирования. Я сейчас допускаю, что милиционеры все же приковали его к лошади, однако сам факт приковывания нарушением закона не является», — считает Трухман. И это даже несмотря на то, что показания самих кавалеристок и начальника милиции общественной безопасности УВД Самары Игоря Сизокова, которые завили, что наручниками Кутузова они не пристегивали, опровергают не один десяток свидетелей.
Приказ 609 МВД РФ четко регламентирует порядок конвоирования конным патрулем задержанного, и в нем ни слова не сказано о том, что милиционеры имеют право пристегивать задержанного к лошади наручниками. «Мы планируем приступить к активным действиям со следующего понедельника. После того как у нас на руках окажутся результаты прокурорской проверки, — рассказал адвокат Кутузова Андрей Соколов. — Программа максимум — привлечь виновных к уголовной ответственности и получить компенсацию. И я уверен, что в данном случае все виновные понесут заслуженное наказание, в том числе и те, кто сфальсифицировал уголовное дело в отношении Кутузова».