Судья Одинцовского городского суда Московской области Ольга Макарова, которая продлила арест Вере Трифоновой незадолго до ее смерти, подала заявление об отставке. На основании этого квалификационная коллегия судей Московской области приняла решение о прекращении полномочий Макаровой, сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь Мособлсуда Елена Поварова. Она уточнила, что такое решение квалификационная коллегия приняла еще 7 мая — то есть до того, как Мособлсуд 12 мая признал незаконным одно из вынесенных Макаровой решений.
Теперь Макарова, которая трижды выносила решения о продлении срока тяжелобольной подследственной Трифоновой, станет судьей в отставке. В законе «О статусе судей» это называется «почетным уходом или почетным удалением судьи с должности».
«За судьей в отставке сохраняются все привилегии, предусмотренные законом, в том числе неприкосновенность», — уточнили в пресс-службе Мособлсуда. Там же объяснили, что неприкосновенности в случае возбуждении уголовного дела против судьи в отставке ее лишить можно, но с соблюдением определенной процедуры. Решение о привлечении к уголовной ответственности судьи Макаровой может принять только лично руководитель СКП РФ Александр Бастрыкин. Он же должен подать ходатайство о лишении неприкосновенности судьи в квалификационную коллегию — в данном случае Мособлсуда. И только после получения согласия коллегии следователи могут завести уголовное дело.
Просить их об этом намерен адвокат Веры Трифоновой, которая умерла в СИЗО «Матросская Тишина» 30 апреля — через 13 дней после последней встречи с судьей Макаровой. Адвокат Трифоновой Владимир Жеребенков считает, что решение об отставке Макарова приняла не самостоятельно: «Наверное, попросили». Как рассказал Жеребенков «Газете.Ru», заявление на имя Бастрыкина и «целый пакет документов», доказывающих виновность Макаровой, он понесет в Следственный комитет в начале следующей недели. Жеребенков уверен, что судья злоупотребила должностными полномочиями, что повлекло тяжкие последствия — смерть Трифоновой.
Накануне, в среду, Мособлсуд признал последнее продление ареста Веры Трифоновой незаконным. Адвокат считает таковыми все четыре решения судьи Макаровой.
Макарова в декабре 2009 года удовлетворила ходатайство следствия об аресте Трифоновой, обвиняемой в мошенничестве. По версии следствия, Трифонова вместе с депутатом Магаданской областной думы Георгием Шамиряном пыталась продать некоему банкиру место сенатора в Совете федерации за $1,5 млн. Когда депутат попросил у потенциального покупателя еще $1,5 млн, тот обратился в МВД, и Трифонову с Шамиряном арестовали. По словам адвоката, его подзащитная была хронически больна еще до того, как попала в СИЗО: диабет у нее диагностировали давно. В изоляторе к нему прибавились серьезные осложнения.
На продление срока содержания под стражей (это решение тоже принималось в Одинцовском суде) Трифонову даже не привозили: ей стало плохо, и в день суда 53-летнюю арестантку откачивали в реанимации. Отсутствие обвиняемой по такой уважительной причине не помешало Макаровой подтвердить свое решение: Вера Трифонова должна ждать суда в камере. Адвокат Жеребенков не понимает, почему дело опять оказалось на рассмотрении у Макаровой, ведь по закону ходатайства о продлении ареста разрешает дежурный судья: «Она что, единственная в Одинцовском суде?»
Кроме того, по мнению защиты Трифоновой, сам факт продления срока содержания под стражей в Одинцовском суде был незаконным: это должно было происходить или по месту расследования дела, или по месту содержания подследственной — и то и другое происходило в Москве, а не в Подмосковье. «Я видел в этом определенную ангажированность, протестовал, но безуспешно», — рассказывает Жеребенков. Когда у Трифоновой в очередной раз истекал срок ареста, ее снова отправляли в Одинцовский суд к Макаровой, которая снова этот срок продлевала.
6 апреля 2010 года Ольга Макарова постановила, что из всех представленных в суд материалов «не следует, что Трифонова не может содержаться в условиях изолятора». Несмотря на то что в справке из больницы было написано прямо противоположное.
«Содержание больной Трифоновой в условиях СИЗО невозможно в связи с необходимостью продолжения специализированной помощи в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии», — говорилось в документе из ГКБ № 20, в реанимационное отделение которой Трифонову несколько раз увозили из изолятора. Через одиннадцать дней, 17 апреля, Жеребенков снова обратился к Макаровой с просьбой заменить арест залогом 520 тысяч рублей. Тогда тоже был получен отказ, который теперь официально признан незаконным.
Чем судья Макарова занимается с момента ухода в отставку пять дней назад — в Мособлсуде в четверг пояснить не смогли. По данным источника «Газеты.Ru», отправленная в отставку судья близка к пенсионному возрасту и вряд ли будет искать себе новую работу.