О возбуждении уголовного дела в отношении 33-летней американки Торри Хансен сообщил уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов. «Сегодня речь о Савельеве зашла на переговорах с американской делегацией, и ее представители рассказали нам о возбуждении уголовного дела, — пояснил «Газете.Ru» Астахов. — В ближайшее время Хансен будет предъявлено обвинение». Пока что суть обвинения не известна. «Дело дает основание найти Хансен», — пояснил Астахов. Ранее женщина игнорировала повестки полиции о вызове ее на допрос, а самостоятельно представители закона не имели права привести ее в участок.
История с Артемом Савельевым получила развитие после того, как в суд штата Теннесси поступил запрос из американского агентства по усыновлению World Association for Children and Parents.
Как сообщает газета штата Tennessean, организация не просила возбуждать уголовное дело. Его представители призывали суд проверить, как обращалась Хансен с мальчиком. «Агентство обеспокоено тем фактом, что до настоящего времени никто не начал расследовать обстоятельства, в результате которых брошенный ребенок оказался на борту самолета один, без сопровождения взрослых», — приводит Associated Press цитату из заявления агентства. При этом в документе особо подчеркивается необходимость расследовать «возможные факты неподобающего обращения с мальчиком приемной семьи».
По данным новостного агентства, в заявлении также выдвигаются обвинения против приемной бабушки мальчика Нэнси Хансен.
Именно бабушка отвезла ребенка в аэропорт и посадила его на самолет до Москвы, засунув в рюкзак записку о том, что мальчик психически неуравновешенный.
Адвокат семьи предпочитает не комментировать ситуацию. До сих пор непонятно, будут ли власти требовать присутствия Хансен на суде. Ранее шериф округа Бедфорд Рэндал Бойс заявил, что ни местные власти, ни госдепартамент США до сих пор не выявили ни одного закона, нарушенного приемной семьей, когда они отправляли Артема в Россию. Впрочем, факт предъявленного обвинения и его содержание могут внести ясность в этот вопрос.
Сейчас Артем Савельев находится в патронатном центре, деля комнату с еще одним мальчиком. «Он ждет, когда его передадут в новую семью, скорее всего, это произойдет в течение лета, так как это дело не одного дня», — сказал Астахов.
По словам уполномоченного, Артем уже нормально говорит по-русски, но продолжает скучать по американской еде.
«Постоянно просит картошку, гамбургер и кетчуп, но там этого не дают», — добавил Астахов.
Тем временем в Москве завершился очередной день российско-американских переговоров, посвященных созданию межгосударственного договора о процедуре усыновления детей. Астахов заявил, что общение прошло очень плодотворно. «Американская сторона согласилась с основными нашими доводами, — пояснил уполномоченный. — Сегодня были детализированы некоторые из пунктов договора. В частности, было решено, что независимого усыновления больше не будет, Россия намерена работать только с аккредитованными нашей страной иностранными агентствами. Их число будет сокращено, и они пройдут аккредитацию заново. Американцы, в свою очередь, попросили, чтобы мы допускали к работе только те агентства, которые прошли соответствующую процедуру у них в стране. Мы не возражали. Это будет дополнительной гарантией».
Самый сложный вопрос — о контроле за последующим воспитанием усыновленного ребенка.
«Сейчас у нас нет контроля за приемной семьей, — пояснил Астахов. — Как оказалось, это был больной вопрос для наших собеседников, так как он затрагивает право американцев на частную жизнь. Тем не менее было решено, что по договору приемные родители должны будут подписывать бумагу, обязуясь информировать о судьбе ребенка и разрешать полномочным органам проверить его условия жизни». Соответствующие обязательства появятся и у агентств по усыновлению.
Особое внимание было уделено повышению качества курсов по подготовке приемных родителей. «В частности, та же Торри Хансен предоставила несколько сертификатов, говоривших, что она проходила подобные курсы, выслушала лекцию в школе приемной семьи. Но оказалось, что она не готова стать приемной матерью. Это говорит о качестве подготовки», — сообщил Астахов. В итоге российская сторона предложила американской создать в США консультативные центры по принципу тех, что действуют в нашей стране. «Семьи, столкнувшиеся с проблемами, могут обратиться в такие службы за советом»,— пояснил уполномоченный.
На последние согласования у делегаций осталось 3 дня, добавил Астахов. После этого будет выработан окончательный вариант договора, который отправится на согласование с госведомствами двух стран. В России его должны одобрить Минобразования, Минздрав и Минюст. «На это уйдет еще полтора месяца, а затем договор будет подписан и ратифицирован», — добавил уполномоченный.