Решение о запрете деятельности националистической организации «Славянский союз» (организация запрещена в России) Мосгорсуд вынес во вторник. Чтобы запретить ультраправую организацию, существовавшую с 1999 года, судье Алле Назаровой потребовалось всего два заседания. Как раскали «Газете.Ru» в прокуратуре Москвы, от лица ее руководителя Юрия Семина подававшей иск в Мосгорсуд, требования ведомства «удовлетворены в полном объеме», а сами прокуроры очень довольны итогами заседания. «Кроме того, суд вынес определение об отказе в удовлетворении ходатайства лидера организации Дмитрия Демушкина о прекращении производства по данному делу в связи с неподсудностью Московскому городскому суду. Он считал, что дело может рассматривать только Верховный суд», — добавили в ведомстве.
Прокурор Москвы Юрий Семин приостановил деятельность московской ячейки «Славянского союза» до решения суда еще в конце марта. Его подчиненным удалось собрать доказательства того, что «цели и действия указанного объединения направлены на осуществление экстремистской деятельности», а само оно пропагандирует «идеи национал-социализма, схожие с идеологией фашистской Германии».
В иске говорилось только о двух филиалах «Славянского союза» — московском и южно-сахалинском, но в итоге организацию запретили на всей территории России как «межрегиональное общественное движение».
Прокуратура схитрила, не написав в иске о 64 региональных представительствах «Славянского союза», чтобы не доказывать экстремистскую направленность каждого из них, считает лидер запрещенной организации Демушкин. «Никто не учел, что у нас есть представительства в Канаде, Дании, США, Узбекистане, Прибалтике, Украине, во всех крупных городах Белоруссии. Мосгорсуд взял и через две организации запретил нас по всему миру», — сказал он после заседания «Газете.Ru». Доказательства против его организации, предоставленные прокуратурой, Демушкин считает несостоятельными. «Мы все это обжалуем, хотя сразу знаем, что нам ответят. Мы листали папку с иском, где куча рапортов от оперативников из центра Э, сотрудников ФСБ и других силовиков, но все это полная ерунда, они ничего не доказали, а только русский лес впустую извели», — возмущается националист. Что «Славянский союз» проиграет в суде, члены организации понимали с самого начала, говорит он. «Это сделано к Дню Победы», — уверен Демушкин.
Он также не исключает, что организация пострадала за историю с поселком «Речник». В феврале осаждаемое приставами садовое товарищество на Карамышевской набережной вместе с активистами общественных организаций по собственной инициативе стали охранять члены «Славянского союза». Ультраправых несколько раз задерживали за драки с милицией, а некоторых подозревали в поджогах строительной техники. После этого неонацисты отправили письмо с угрозами префекту Северного округа Москвы Олегу Митволю, в котором пообещали, что «на каждое свое выступление в прессе он получит незамедлительный ответ, к которому не будет готов». «Думаю, что «Речник» был для московских властей последней каплей», — вспоминает теперь лидер «Славянского союза». Никаких планов относительно своей запрещенной организации у него пока нет.
«Я знаю точно, что теперь мы просто перестанем останавливать автономов, которые режут таджиков и взрывают рынки, как мы это делали раньше», — резюмирует Демушкин.
Впрочем, по словам эксперта центра «Сова» Галины Кожевниковой, лидер «Славянского союза» сильно переоценивает свою роль сдерживании радикалов и вряд ли запрет его организации как-то повлияет на статистику преступлений на почве расовой неприязни. «Он говорил, что направляет в мирное русло энергию радикальных ультраправых, но это неправда. Они убивали и при «Славянском союзе», и будут убивать без него», — сказала она «Газете.Ru». Правозащитница считает, что процесс в Мосгорсуде — естественный конец для «Славянского союза», уже несколько лет находящегося в глубоком кризисе. «64 ячейки по всему миру, о которых говорит Демушкин, — это фикция. Мы специально выяснили: их не больше полутора десятков, где состоит по десять человек. Эта организация перестала быть нужной, хотя Демушкин последние полгода активно привлекал к ней внимание и своей антигосударственной риторикой, и акциями в «Речнике», но рассчитывал, видимо, получить судимость и стать «узником совести», — считает Кожевникова. Она говорит, что крупные националистические организации, участвовавшие в публичных мероприятиях, в России перестали быть актуальны, им на смену приходят организации «для тех, кто уже в теме».
«Славянскому союзу» на смену пришел «Русский образ», членами которого являются Никита Тихонов и Евгения Хасис, обвиняемые в убийстве адвоката Станислава Маркелова.
«Эти люди не имеют националистической риторики и символики, понятной обывателям. Движение все больше уходит в подполье, и ему нужны люди, которые и так вовлечены. Если националисты не будут привлекать обывателя, что считается электоральным притязанием, то смогут существовать и дальше, а последовательно запретить наши власти пока могут только НБП (организация запрещена в России), но тут уже политика», — уверена сотрудница центра «Сова». Убедить общественность в необходимости запрета полузакрытого «Русского образа» властям будет труднее, чем «Славянского союза», один только логотип которого не отличим от свастики, говорит она. Впрочем, в Генпрокуратуре говорят, что о перспективах закрытия «Русского образа» пока не задумывались.