Во вторник столичное правительство обсудило вопрос подготовки городских учебных заведений к следующему учебному году. Самой большой головной болью на этот раз стал очередной вариант модернизации образования — национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Как сообщила руководитель московского департамента образования Ольга Ларионова, в рамках подготовки к внедрению с сентября 2011 года федеральных государственных стандартов начальной школы в новом учебном году начнется «апробация технологии» этого внедрения. «Для участия в эксперименте отобрано 180 пилотных школ во всех округах города, — рассказала Ларионова. — Разрабатывается система оценок достижения результатов, ведется подготовка педагогов и руководителей к работе в новых условиях».
Кроме того, для реализации «национальной инициативы» потребуется и ресурсное переоснащение начальной школы. В пилотных школах всех учителей младших классов обеспечат «автоматизированным рабочим местом», для школьников оборудуют передвижные автоматизированные классы (по 1—2 на параллель).
Без этого, пояснила Ларионова, первоклассники не смогут заниматься конструированием и робототехникой. По ее словам, новый стандарт изменил подход к формированию информационной среды школы. Правда, с учебниками, по которым дети должны были бы заниматься в «новой школе», как обычно, не успели.
В старшей школе новый учебный год также начнется с преобразований, рассказала Ларионова. В рамках реализации инициативы «Наша новая школа» на базе 80 школ города откроются ресурсные центры по определенным этой инициативой направлениям. Еще 93 школы заработают как базовые учреждения профильного образования, в каждом округе заработают центры профориентации. Число городских школ с преподаванием предмета «материальные технологии» увеличится до 70%, а ОБЖ станет отдельным обязательным предметом повсеместно.
С нового учебного года московские школьники будут сдавать нормативы физкультурно-спортивного комплекса «Московский спортсмен». И, кроме того, во всех школах города появится обязательная утренняя гимнастика.
Но это уже столичные ноу-хау. Что до «Нашей новой школы», то, по мнению экспертов, пока никто не видит реальных путей ее реализации. «Непонятно, в чем выражается изменение инфраструктуры школы, как будет проходить сокращение педагогов, в чем преимущество новых образовательных стандартов перед тем, что было до сих пор», — считает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
По его словам, это уже четвертый документ, определяющий политику в области образования. «Первым была программа модернизации российского образования, принятая в конце 90-х; вторым — финансовый документ «Целевая федеральная программа развития образования в РФ»; третьим — нацпроект «Образование», который, кстати, разрабатывал Медведев, еще не будучи президентом, — рассказал эксперт. — В результате стало непонятно, как все принятые документы должны соотноситься между собой и с законом об образовании. Рядовые работники между ними просто запутаются».
По мнению председателя комиссии Мосгордумы по образованию и молодежной политике Виктора Круглякова, главная проблема «национальной инициативы» лежит в финансовой плоскости. Идеологически Москве будет не столь сложно перейти на федеральные стандарты, в которых были использованы столичные наработки (проекты «Школа будущего», «Информационная школа»), считает эксперт. Хотя проблемы с переобучением по этим стандартам 2,5 тыс. учителей начальных классов, конечно, будут. «Пока в кадровом отношении готовы только 180 пилотных школ, но даже их надо еще оснастить, — рассказал Кругляков. —
Только на информатизацию потребуются астрономические суммы — 2,5 млрд рублей. Поэтому экономический блок правительства должен четко отработать финансовые вопросы внедрения стандарта».
Впрочем, скорее всего, финансы, как обычно, будут перераспределяться внутри самой системы. Как следует из документов заседания правительства, «в целях повышения эффективности использования бюджетных средств» в Москве будут реорганизованы 36 малокомплектных школ и увеличена наполняемость классов и групп продленного дня в «Школах здоровья», для чего даже будут внесены изменения в действующий с 2004 года закон.
А на самом заседании постоянно повторялся тезис о необходимости «договориться с Онищенко». Как объяснила журналистам Ларионова, речь идет о получении разрешения от Роспотребнадзора строить здания для детских садов по старым, менее жестким САНПиНам (без столовых, спортивных и актовых залов и на меньшей территории). А также об изменении нормативов их заполняемости.
Впрочем, под давлением мирового кризиса и отечественного демографического подъема столичные власти начали действовать, не дожидаясь благословения Онищенко. Так, по словам Ларионовой, благодаря «перепрофилированию» спортивных и актовых залов в помещения для групп департамент ежегодно получает 4 тысячи дополнительных мест в детских садах
Но все равно, по прогнозу, на 1 сентября дефицит составит почти 33 тысячи мест.
По словам Ларионовой, усилия по возвращению в систему образования бывших детских садов из городской и федеральной собственности не приносят ожидаемых результатов. Примерно половина из них оказываются в аварийном состоянии и идут под снос. В итоге число вновь построенных детсадов не соответствует их реальному приросту. Так, из планируемых к сдаче 15 августа 7 новых детских садов 3 строятся на месте снесенных старых зданий. (Всего за год было построено около 30 новых садов.)
Не лучше обстоят дела и со школами: из 8 зданий, вводимых в эксплуатацию к 1 августа, 5 строятся на месте снесенных. При этом в городе еще остается немало старых полуаварийных школ. Так, по словам заместителя начальника Главного управления по надзорной деятельности МЧС России по Москве Сергея Аникеева, несмотря на стопроцентное оборудование городских школ, число пожаров в них в 2009 году выросло на 30% (такая же картина наблюдается и в 2010-м). Дело в том, что нарушения требований противопожарной безопасности в зданиях старой постройки «носят капитальный характер», объяснил он. И только в этом году на их устранение потребуется 4 млн рублей.
Большая часть этих средств, признаются в мэрии, будет собрана с родителей. По словам Круглякова, системы видеонаблюдения значительной части школ также оборудуются за счет родителей. «Я в этом году освободила от должности 38 руководителей образовательных учреждений за неправильное отношение к привлечению средств, — рассказала журналистам после заседания Ларионова. — И лично я вообще против финансового участия родителей. Но не будем кривить душой, на дворе кризис, а закон не запрещает родительской общественности создавать различные фонды и собирать в них деньги на добровольной основе».