По факту крушения самолета президента Польши, при котором погиб сам Лех Качиньский, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Основную версию катастрофы правоохранительные органы пока не оглашают.
«Следствие рассматривает различные версии случившегося, в том числе неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор, технические неполадки и другие», — говорится в официальном сообщении СКП.
Тела погибших оставались среди обломков до середины дня. В администрации Смоленской области «Газете.Ru» пояснили, что ждали, когда на место происшествия прибудут представители комиссии по расследованию причин катастрофы, возглавляемой Владимиром Путиным. Примерно в 14.30 на вертолете на аэродром Северный прилетели первые чиновники — Сергей Шойгу и министр внутренних дел Рашид Нургалиев.
Через час после их прибытия, сообщил «Газете.Ru» источник в МЧС, на месте крушения Ту-154 был найден один из «черных ящиков» и несколько тел погибших. «Вскоре следователи приступят к процедуре опознания», — сказал источник.
Правда, собеседник уточнил, что информация о нахождении «черного ящика» будет еще перепроверена. «Черный ящик» нашли наши спасатели, о чем сразу же сообщили. Однако там все очень сильно обгорело, а сотрудники нашего ведомства не так много понимают в летном деле, поэтому могли принять за бортовой самописец какую-то другую деталь. Сейчас эксперты уточняют, что же они все-таки нашли, но пока вероятность, что это именно «черный ящик», довольно большая», — сказал источник
<1>Катастрофа Ту-154 произошла рядом с военным аэродромом Северный, в трех километрах от Смоленска, на окраине города Печерск. Самолет вылетел из аэропорта Варшавы в 07.00 по местному времени (09.00 мск). По информации МЧС и администрации губернатора Смоленской области, около 10.30, когда самолет заходил на посадку, на аэродроме были плохие погодные условия, в частности поднялся густой туман. Пресс-секретарь смоленского губернатора Сергея Антуфьева Андрей Евсеенко сообщил «Газете.Ru», что Ту-154 пытался зайти на посадку 3 или 4 раза. Диспетчеры предлагали экипажу совершить посадку в аэропорту Минска, в 200 километрах от Смоленска, или в Москве. Но экипаж, по словам Евсеенко, принял самостоятельное решение приземляться в Северном. Источник «Газеты.Ru», близкий к расследованию, добавляет, что при этом пилоты не стали информировать о своем решении президента Качиньского и остальных высокопоставленных пассажиров. В очередной раз заходя на посадку, самолет зацепился за верхушки деревьев, потерял высоту и упал в лесу, не долетев до взлетно-посадочной полосы двух километров. На борту вспыхнул пожар. По свидетельству очевидцев, при падении у Ту-154 отвалилась хвостовая часть.
Кто именно управлял президентским самолетом, пока не сообщается. В Министерстве иностранных дел Польши «Газете.Ru» сказали, что «скорее всего весь экипаж состоял из поляков».
При крушении погибли все, кто летел в самолете.
Данные о количестве находившихся на борту пока разнятся. Так, по информации МИД Польши на 14.00, в Ту-154 были 88 представителей польской делегации и десять членов экипажа. В польском МИДе «Газете.Ru» рассказали, что делегация состояла из 89 человек, но одна представительница польской стороны (по предварительной информации, ее имя Зофия Грушницка-Густ) не успела на самолет. По данным администрации Смоленской области, в Россию летели 87 пассажиров и девять членов экипажа. МЧС России, в свою очередь, сообщает, что в самолете находились 88 пассажиров и 8 членов экипажа.
Также, сообщили «Газета.Ru» в ВВС Польши, на воскресенье был запланирован еще один рейс Ту-154М. На нем в Смоленск должны были прилететь журналисты президентского пула.
«Но, разумеется, этот рейс отложен, так как до окончания расследования этот самолет в воздух подниматься не будет», — сказал собеседник в ведомстве.
В связи с катастрофой в администрации Смоленской области организована «горячая линия» на русском и польском языках (8800-100-19-01), сообщает ИТАР-ТАСС.
Как сказали в администрации, в настоящее время на «горячей линии» есть данные о зарегистрированных на рейс пассажирах, точные сведения о погибших должны быть позже. Также решается вопрос об оказании помощи и возможности прибытия в Смоленск родственников и близких погибших в авиакатастрофе.
Президентский самолет Ту-154М выпустил авиационный завод «Авиакор» в Самаре. Там же, рассказал источник «Газеты.Ru» в МЧС, он проходил капитальный ремонт в декабре 2009 года. Выпущен Ту-154М был в 1990 году. Следующий ремонт планировалось провести через 6 лет.
По словам источника, в общей сложности самолет провел в воздухе 5 тыс. 4 часа.
Сейчас место происшествия, как передает корреспондент «Газеты.Ru», полностью оцеплено милицией. Ни польских, ни российских журналистов к месту катастрофы не подпускают. По данным на 18.00, сообщают в МЧС, спасатели собрали на месте катастрофы 62 тела. «Также на месте работают 206 специалистов, из которых 57 являются техниками», — сообщили спасатели.
Ожидается, что на место происшествия в ближайшее время прилетит глава СКП РФ Александр Бастрыкин вместе с 40 следователями из центрального аппарата. На месте помимо следователей работают также представители ФСБ. В Польше объявлен общенациональный семидневный траур, сообщает газета Wiadomosci со ссылкой на заявление и. о. президента страны, главы сейма Бронислава Коморовского. По словам источника «Газеты.Ru» в МЧС, в воскресенье в Москву начнут доставлять тела погибших для опознания. «Сегодня точно ничего не выйдет: пока мы соберем фрагменты тел, пока вырубим лес для того, чтобы органзовать нормальный подъезд к месту катастрофы, уже воскресенье начнется, так что ждать этого раньше не стоит», — сказал он. Трупы доставят в аэропорт «Домодедово», а оттуда грузовой машиной — в бюро судмедэкспертизы в Тарном переулке в Москве. В столице, передает РИА «Новости» со ссылкой на премьер-министра России Владимира Путина, будет создан специальный штаб, где будут принимать родственников погибших из Польши, размещать их будут в гостинице «Ренессанс» на Олимпийском проспекте. «Транспортные службы будут работать таким образом, чтобы минимизировать любые издержки, связанные с перемещением», — сказал премьер