В четверг на совещании по модернизации высшего образования в Новосибирске Владимир Путин пообещал выделить на развитие исследований в вузах 38 млрд рублей. Львиную долю этой суммы – 12 млрд рублей — правительство готово выделить на гранты российским и иностранным ученым.
Деньги распределят на 80 грантов, по 150 млн рублей каждый. Выделять грант будут конкретному человеку, чей проект одобрит специальный совет из числа ведущих российских ученых.
Путин отметил, что распоряжение об учреждении такого совета он уже подписал в четверг. Кто конкретно в него будет входить, премьер-министр не уточнил. Гранты, пообещал премьер, «будут даваться не за красивые глаза, не за имя даже», а за четкий и полный проект исследования. В документе необходимо указать, какие средства, лабораторная база и сколько людей необходимо ученому для работы и на какой результат он рассчитывает.
Деньги могут получить как российские ученые, так и иностранцы, но правительство не скрывает, что огромными грантами пытается вернуть прежде всего уехавших работать за рубеж россиян.
«Это позволит привлечь к работе в российских университетах авторитетных специалистов: и тех, кто работает сейчас в нашей стране, и тех, кто работает за рубежом. Национальность в данном случае не имеет значения. Но, конечно, прежде всего речь идет о наших соотечественниках, которые сегодня преподают за границей», — цитирует слова Путина правительственный сайт.
Министерство образования и науки ранее заявляло, что подготовило проект постановления о выделении грантов. На встрече с президентом Дмитрием Медведевым министр образования Андрей Фурсенко уже говорил, что ведомство планирует выделить на гранты 12 млрд рублей. Правда, по проекту министерства предполагалось, что «в одни руки» можно будет получить около $3 млн (примерно 90 млн рублей) на срок до трех лет. «Это приглашение ведущих учёных, мы предлагаем гораздо большие гранты для этих учёных. Причём мы не разделяем, что это обязательно соотечественники или нет, но это учёный, который создаёт лабораторию или кафедру в другом университете», — заявлял министр. (При этом Медведев тогда отметил, что «ведущих учёных мы за гранты такого порядка не найдём»).
В Минобрнауки «Газете.Ru» сказали, что ожидают подписания постановления о грантах до конца весны. Источник в министерстве также сообщил, что изменений предложенных ведомством цифр со стороны правительства не ждали. Тем не менее правительство, судя по всему, внесло свои коррективы в проект постановления, уменьшив количество грантов, но увеличив их размер. Хотя в пресс-службе правительства «Газете.Ru» в четверг сообщили, что пока распоряжение о грантах не подписано.
Гранты российским ученым, работающим за рубежом, выдавались уже в прошлом году в рамках программы «Научно-педагогические кадры», правда на других условиях. Всего было выделено 100 «годовых» грантов по 2 млн рублей. За эти деньги ученый должен был не менее двух месяцев в году проработать в России – вести научную или преподавательскую деятельность. Не более половины из выделенных денег выигравшие конкурс соотечественники могли потратить на свою зарплату. Остальную сумму – на закупку необходимых для исследования материалов, командировки, зарплату сотрудникам, помогающим в работе, и т. д.
Инициативы министерства и правительства научное сообщество в целом оценивает положительно. Но вопросы к предложениям правительства есть как у вузов, так у самих ученых и молодых специалистов. Ректор МГУ и председатель Российского союза ректоров Виктор Садовничий, отвечая на вопрос «Газеты.Ru» по поводу грантов на одной из пресс-конференций, отметил, что «возврат российских ученых — нормальный и правильный момент». Только в 90-е годы, по его словам, из России уехали порядка 30% математиков.
Тем не менее, по мнению Садовничего, для того чтобы привлечь в страну уехавших российских ученых и специалистов-иностранцев, необходимо не только выделять гранты под определенные проекты.
Эффективна, по мнению ректора, была бы следующая схема: «Пригласить ученого с мировым именем в Россию, предоставить ему достаточное число помещений, оборудование, выделить большие средства. Он приезжает и приглашает на работу в свою лабораторию 20 молодых людей из любой страны. Это затратно, но это очень эффективный способ». При этом Садовничий отметил, что науку в целом «нельзя разделять на поощряемую и не поощряемую»: деньги необходимы как для привлечения ученых из-за рубежа, так и работающим исключительно на территории России специалистам.
Кандидат химических наук, член совета молодых ученых РАН Дмитрий Перекалин сказал «Газете.Ru», что любое выделение денег на науку – это благо, это всегда хорошо», но он не знает в России проектов, под которые можно выделить такие огромные деньги.
«Они, наверное, есть, но их не так много. К приглашению иностранцев я отношусь хорошо, это важная мера. Люди из президиума РАН не хотят этого, опасаясь, что начнется деление на ученых первого и второго сорта, но оно и так уже есть – академики и все остальные», — говорит Перекалин. Предлагаемые премьер-министром 150 млн молодой ученый назвал «приличным европейским грантом, даже если финансирование разделится на три года или пять лет». «Для сравнения, в России сейчас гранты молодым докторам наук — это миллион рублей в год, молодым кандидатам – 600 тысяч рублей в год, а средний грант Российского фонда фундаментальных исследований – около 400 тысяч рублей», — отметил собеседник.
По мнению Перекалина, совет, который будет отбирать гранты, должен состоять не только из российских ученых: «Иначе не будет честного отбора». Непонятно также, по мнению собеседника, кто будет входить в совет — академики или представители вузовской науки, между которыми идет негласная борьба. «Сейчас государство вообще ведет программу создания альтернатив академической науке, — рассказывает собеседник. — Но пока эти меры неэффективны, что показала практика создания федеральных университетов: выделили большие деньги, а поставленные задачи так и не реализовали. Но эта программа – реальный шанс поднять университетскую науку и создать в вузах, не только Москве и Петербурге, конкурентоспособные группы».
Программа грантов, по словам Перекалина, «станет грандиозным событием» и в случае, если поможет реализовать поставленные задачи, и в случае, если провалится.
Дело в том, отмечает собеседник, что в 2010 году РАН попросила у государства тысячу ставок для молодых ученых. Новые места при этом ударили бы по бюджету намного меньше, чем программа грантов: для ставок нужно всего 500 млн рублей.
«Это очень реалистичная цифра. И их пока не дали: президент поручил министру образования провести работу по этому вопросу, но пока ничего не сделано», — говорит молодой ученый.
Известный ученый в области кристаллографии адъюнкт-профессор МГУ и профессор Университета штата Нью-Йорк Артем Оганов назвал возможность получить ученым такие огромные гранты «очень хорошей новостью». По его словам, на предлагаемые правительством деньги можно и привлечь хороших ученых, и создать «лидирующую лабораторию в любой области». «Пять миллионов долларов — это огромный грант: такие деньги на Западе почти невозможно получить в рамках одного проекта», — говорит Оганов. Ученый отметил, что на подобных «привлекательных условиях» он и сам готов был бы вернуться в Россию.
Но одними деньгами научное сообщество за рубежом, считает он, заинтересовать нельзя. «Надо, во-первых, чтобы не было излишней зависимости от бюрократов, во-вторых, чтобы были пристойные зарплаты, в-третьих, чтобы была перспектива, уверенность, что после этого гранта что-то хорошее еще будет», — Пояснил Оганов.
По мнению же одного из российских аспирантов французского Университета Поля Верлена в городе Мец, пожелавшего сохранить анонимность, предложение заинтересует в основном ученых, из России не уезжавших.
«Чаще бы просто не уезжали, если бы получили такой грант. Большинство моих знакомых уезжают, потому что нет никакой базы и маленькие зарплаты. В первый год аспирантуры в Подмосковье я получал 11 тысяч рублей, здесь во Франции – тысячу евро. При том что в Голландии или Германии зарплаты в аспирантуре еще выше», — говорит собеседник.