Во вторник во все отделения и управления внутренних дел Москвы поступили фотографии двух скончавшихся при взрывах в метро на «Лубянке» и «Парке культуры» террористок-смертниц. Головы обеих шахидок уцелели, лица пострадали во время взрывов, но не были обезображены до неузнаваемости. Кроме того, милиционеры получили фотороботы предполагаемых сообщников террористок — двух женщин славянской внешности и мужчины с бородкой. Их удалось составить благодаря видеозаписи камеры наблюдения в метро, в поле зрения которой попали шахидки и их сопровождающие. Все портреты используются для оперативных нужд, и в СМИ их пока не передавали. В СКП во вторник журналистам подтвердили факт распространения таких материалов по отделениям милиции, но предоставить их отказались. Впрочем, фотографии убитых террористок все же просочились в прессу.
«Террористок-смертниц по фотографиям опознал водитель автобуса. По его словам, девушки приехали в Москву рано утром 29 марта. В дороге их сопровождал мужчина-кавказец, рост 180—185 см, плотного телосложения, одет в темно-синюю куртку с белыми вставками»,
— сообщил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах. Официально эту информацию ни в ГУВД Москвы, ни в СКП пока не подтвердили, но и не опровергли. По данным собеседника агентства, водитель вспомнил также, что девушки и мужчина везли с собой три сумки багажа.
Автобус с предполагаемыми преступниками прибыл к стадиону «Лужники» — там располагается стоянка автобусов, на которую прибывают с товаром торговцы-челноки. Регулярными рейсами в «Лужники» приезжают автобусы из Грозного, Нальчика, Хасавюрта, Махачкалы, Волгограда и других городов. Информированный источник не уточнил, откуда именно прибыл автобус с террористками утром в понедельник. «Частные междугородние автобусы — наиболее удобный вид транспорта для тех, кто пытается въехать в Москву нелегально, так как пассажиропоток на частных автобусах в отличие от поездов и самолетов практически не поддается контролю», — отметил собеседник.
Если информация о допросе водителя подтвердится, это будет означать, что шахидки и их сообщник не жили в Москве или Подмосковье несколько дней перед терактом, как сообщалось ранее, а совершили взрывы прямо в день приезда.
Кроме того, тот же источник сообщил, что женщины и мужчина вошли в метро не на станции «Юго-Западная», а на «Воробьевых горах».
Это также опровергает официальные данные: следователи сообщают, что обе смертницы сели в поезд на конечной, что подтверждают видеозаписи. Но станция «Воробьевы горы» находится рядом со стадионом «Лужники», а до «Юго-Западной» нужно добираться на машине.
«Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что продажа билетов на междугородние автобусы должна осуществляться по аналогии с железнодорожным и авиатранспортом — по документам. Чтобы можно было отслеживать перемещение граждан в случае оперативных нужд», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь Департамента обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД Вячеслав Володин. Действительно, осенью 2005 года МВД предлагало нечто подобное. Поводом к появлению таких предложений стала добытая следователями информация о том, что на автобусах до Москвы доехали террорист-смертник Анзор Ижаев, взорвавший себя 6 февраля 2004 года в вагоне поезда на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая», и Николай Кипкеев, сопровождавший террористку-смертницу 31 августа 2004 года к вестибюлю станции метро «Рижская» и погибший во время взрыва. Но инициатива заглохла.
Сейчас транспортная милиция проверкой автобусов не занимается — это не входит в ее компетенцию.
«Это в ведении местных органов внутренних дел. В нашу задачу входит обеспечение порядка на воздушном, водном и железнодорожном транспорте», — говорит Володин. Он добавил, что и у территориальных органов милиции нет задачи проводить «сплошные проверки» автобусов: пассажиров и багаж досматривают только в тех случаях, когда проверка предусмотрена законом, — например, кто-то объявлен в розыск, или есть информация о преступлении, готовящемся или совершенном.
Если следовать логике представителя ДОПТ МВД, то проверкой автобуса, прибывшего в Москву, должны были заниматься или милиционеры в пункте отправления, если у них появились подозрения, или сотрудники ГИБДД в пути следования, или милиционеры из ОВД «Хамовники» — «Лужники» находятся на их территории.
«Они приехали откуда-то, а в Хамовниках их должны проверять?» — отреагировала на вопрос «Газеты.Ru» пресс-секретарь УВД ЦАО Елена Перфилова.
«Я впервые слышу, что проверкой автобусов должны заниматься районные отделы», — добавила она. Уточнить, в чьем ведении все-таки находится стоянка у «Лужников» и прибывающие на нее автобусы, в УВД ЦАО не смогли, сославшись на окончание рабочего дня.
В Министерстве транспорта обещают в ближайшее время ужесточить правила проезда на междугородних автобусах.
В ближайшее время планируется внести изменения в закон о транспортной безопасности, касающиеся установления личности и проверки багажа пассажиров междугородних автобусов, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе министерства. Вскоре проект поправок будет согласован в правительстве, а затем его внесут в Госдуму. В Минтрансе добавили, что Минкомсвязи также готовится разработать электронный билет на автобусы, в который будут вноситься данные о пассажире. Сейчас при покупке билета на автобус предъявлять документ, согласно правилам перевозки, не нужно. Билет можно купить как в кассах автовокзалов, так и прямо в автобусе у кондуктора. Если речь идет о международных перевозках, то паспорт или другой удостоверяющий личность документ пассажир обязан предъявить, добавили в Минтрансе.