Мосгордума не поддержала инициативу начальника ГУВД Москвы Владимира Колокольцева о введении административного ареста на срок до 15 суток для нарушителей установленного порядка проведения массовых акций. Предложение было рассмотрено в понедельник на совместном заседании думских комиссий по безопасности и законодательству.
Напомним, глава столичного ГУВД в своем письме спикеру Мосгордумы Владимиру Платонову предложил городскому парламенту выйти в Госдуму с инициативой дополнения ч. 1 и 2 ст. 20.2 КоАП РФ такой мерой наказания, как административный арест сроком до 15 суток, и разрешить задерживать правонарушителей на срок до 48 часов. «Органы внутренних дел нуждаются в законодательном механизме, который позволил бы им успешно бороться с правонарушениями, — объяснил на заседании позицию ведомства замначальника центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребитедьского рынка и исполнения административного законодательства ГУВД по Москве Рустам Ахмеджанов. — Наши предложения возникли не спонтанно, а в результате глубокого анализа и многолетней практики».
Как отметил представитель ГУВД, число общественных и политических мероприятий в Москве только за последний год увеличилось в 3,5 раза, а число их участников составило более 300 тысяч человек.
По его словам, большое число задержанных и ограниченное время (не более трех часов) не позволяют проверить нарушителей по базам данных и квалифицированно подготовить материалы, из-за чего множество таких материалов возвращаются из судов. Сами же суды, из-за того что большинство массовых мероприятий проводится в нерабочее время, не могут сразу привлечь нарушителей. А с учетом того, что 60% участников акций иногородние, многие из них позже не являются в суды.
Сама милиция старается изо всех сил. «Мы проводим занятия с личным составом по оформлению протоколов, готовим заранее бланки, разработали методические рекомендации с учетом замечаний суда и прокуратуры, увеличиваем в дни акций личный состав групп разбора, — рассказал Ахмеджанов. — Но, если законодательно будет принята такая мера, как административный арест, у нас будет больше времени, чтобы более качественно подготовить материалы для суда».
Но депутаты сочли аргументы в пользу столь серьезного ужесточения существующих санкций недостаточно убедительными.
«Вы предлагаете ввести такую меру, как административный арест, не в связи с тяжестью правонарушения, а для того, чтобы вам было удобней работать», — догадался Платонов. «Мы не только для себя стараемся, — обиделся представитель ГУВД. — Все это предлагается для того, чтобы нарушитель не остался безнаказанным. Эти меры направлены не против мирных общественно-политических акций, они нужны для защиты населения и спокойствия города».
Впрочем, депутаты опасаются, что завинчивание гаек даст противоположный эффект. По мнению депутата Михаила Москвина-Тарханова, прежде чем давить на участников массовых мероприятий, надо вспомнить исторический опыт. «Нагаечкой, арестом, высылкой из Москвы в царской России выковывали большевиков, — заявил он. — Надо вообще не обращать внимание на эти акции, пусть умрут со скуки, варясь в собственном соку. Никакого репрессивного режима не должно быть даже теоретически. Это школа будущих революционеров».
Что до игнорирования задержанными гражданами суда, то, по мнению депутатов, решения по таким делам могут приниматься и заочно. Кроме того, по словам Платонова, он готов совместно с ГУВД рассмотреть возможность подготовки законодательной инициативы об ужесточении санкций за «неуважение к суду и правоохранительным органам» — в частности, за неявку на заседание.
По мнению уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыкантского, методы, применяемые милицией при пресечении несанкционированных акций, не соразмерны их опасности.
«Милиция перешла ту грань, за которой ее действия понятны горожанам, и я не считаю, что они доказали свою эффективность, — заявил омбудсмен.
— Если считать результатом очистку площади — то да, эта цель достигается. Но, с другой стороны, все большее число москвичей готово принять участие в несанкционированных акциях, даже зная, что будут наказаны». По мнению Музыкантского, на мирные акции не должны привлекаться такие силы милиции, не должен использоваться ОМОН, а действия милиции должны быть понятны и не вызывать раздражение граждан.
Но главное, чем, по его мнению, должно озаботиться ГУВД, — обеспечением доказательной базы.
«Даже если у милиции будет не 48, а 480 часов на составление протокола, ситуация не изменится, — считает омбудсмен. — Сейчас один задерживает, другой везет, третий составляет протокол. При этом никто не может сказать, за что кого задержали. Эти протоколы не содержат доказательной базы. Безобразно организовано и само задержание: бежит толпа милиционеров, хватает всех подряд, потом пишут – «бежал, выкрикивал». И на следующий день перед судом предстает человек, который то ли дрался с милиционером, то ли просто принимал участие в акции, то ли вообще мимо проходил, и у него есть основание пожаловаться на задержание. И никаких доказательств».
По мнению Музыкантского, хоть как-то решить проблему могла бы видеофиксация эпизодов нарушений и задержания с последующим их разбором в суде. «Надо составить группы силового задержания, оснастить их видеокамерами, распределить роли — кто-то снимает, кто-то составляет протокол. И только им позволить осуществлять такое задержание. Пока никакого другого решения я не вижу», — заявил он.
Второе предложение начальника столичного ГУВД касалось установления максимально возможных мер воздействия вплоть до ареста на 15 суток для фанатов, проносящих и применяющих пиротехнику на спортивных мероприятиях. Депутаты согласились с необходимостью ввести запрет на опасные развлечения, но
решили «не плодить» не только «узников совести», но и «узников спорта, пришедших поддержать любимую команду и попавших за это в кутузку».
«Не получится ли так, что фанатов станут задерживать на 15 суток, а потом суд назначит им санкции в виде штрафа в одну тысячу рублей? — заявил депутат Антон Палеев. — И тоже непонятно, кого будут задерживать и за что. Скорее всего, станут хватать всех подряд». По мнению Платонова, наказание для пироманов должно быть только материальным и очень чувствительным. К тому же, как напомнил председатель думской комиссии по законодательству Александр Семенников, «наверху» редко дают ход региональным инициативам. И шансов на воплощение идей Колокольцева в жизнь все равно практически нет.
В качестве утешительного приза депутаты пообещали милиции поработать над проблемой в рамках городского законодательства — запретить проносить пиротехнику на стадионы, установить максимально возможный штраф за нарушения и наделить милицию правом самостоятельно (без решения суда) взыскивать этот штраф.