Число пострадавших при терактах на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» увеличилось вдвое. Ранее официальные представители Минздравсоцразвития и МЧС сообщали о 33 раненых, доставленных в столичные больницы с обеих станций метро. Как сообщает пресс-служба Минздравсоцразвития, по данным на 11.30 мск, за медицинской помощью обратились 62 человека. 40 бригад «скорой помощи», работавших на Лубянке, эвакуировали 39 пострадавших. У станции «Парк культуры» работают 30 бригад, которые эвакуировали 23 человека. Все раненые размещены в 11 городских больницах. В Боткинской находятся 11 человек, в 36-й больнице – 9 человек, в Первой градской – 12, в НИИ им. Склифосовского – 9, в 71-й больнице – 5, в 64-й – 3 человека. По одному пострадавшему было доставлено в 13-ю и 7-ю городские больницы, а также ФМБЦ имени Бурназяна. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Минздравсоцразвития, детей среди пострадавших и погибших нет.
Как рассказал журналистам заместитель мэра Москвы Петр Бирюков, прибывший в оперативный штаб на Лубянке, в тяжелом состоянии сейчас находятся 30 человек.
Официальный список погибших и пострадавших ни МЧС, ни Минздравсоцразвития пока не опубликовали. С утра в некоторых интернет-СМИ и блогах появился список, якобы предоставленный Генпрокуратурой. В нем было 38 фамилий погибших. Как оказалось, он датирован 6 февраля 2004 года и перечислены в нем имена жертв взрыва на перегоне метро между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». «Таким спискам верить не нужно, – сказали в Минздравсоцразвития. – Список появится в ближайшие часы».
Правда, выяснить информацию о пострадавших до публикации официальных списков по телефонам «горячей линии» также практически невозможно.
В управе района Хамовники по телефону 637-22-12 записывают имя и фамилию человека, с которым не могут связаться родственники, и обещают выяснить его судьбу. В префектуре Центрального административного округа по телефону 912-37-39 и в метрополитене по телефону 688-03-25 списков погибших и раненых нет. На горячую линию МЧС по номеру 626-37-07 невозможно дозвониться в течение двух часов.
На месте терактов продолжают работать сотрудники МЧС, ФСБ и СКП РФ. По словам заместителя мэра Бирюкова, на платформах станций «Лубянка» и «Парк культуры» все еще остаются трупы жертв взрывов. Разрушений на обеих станциях нет, а поезда на Сокольнической линии ходят от «Юго-Западной» до «Спортивной» и от «Улицы Подбельского» до «Комсомольской».
Следователи уже полностью подтвердили версию о том, что теракты осуществили две смертницы.
По словам официального представителя СКП Владимира Маркина, на местах ЧП уже обнаружены головы террористок, а в вагоне на станции «Лубянка» произошедшее могла зафиксировать видеокамера. Запись уже изъята, с ней работают следователи.
По словам Маркина, обе смертницы привели в действие взрывные устройства на основе пластита, начиненные гайками и болтами, когда находились в вагоне.
«При взрыве погибли те, кто находился в радиусе поражения – на площадке у дверей», — сказал представитель СКП. Он также отметил, что если бы предложение СКП о принудительной дактилоскопии жителей Северного Кавказа, а затем и всей России было услышано, то «установить личность смертниц можно было бы за полчаса».
Ранее «Интерфакс» сообщил, что в розыск объявлены еще две предполагаемых террористки. Милиционерам раздают их фотографии. «В результате изучения съемок видеокамер были установлены приметы двух женщин, которые сопровождали смертниц до входа в метро. Они объявлены в розыск», — сообщил источник агентства в правоохранительных органах. В то же время источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах опроверг это сообщение. «Вся эта информация — утка, в ситуации разбирается СКП, но наши сотрудники приказа искать в городе вторую группу шахидок не получали», — сказал собеседник.
Как заявил руководитель службы взрывобезопасности города Москвы, руководитель НТЦ «Взрывоустойчивость» Адольф Мишуев, взрывы были хорошо скоординированы. «Управление одно и то же, цель одна, время согласовано — час пик, когда народу много в метро», — пояснил «Газете.Ru» Мишуев.
На взгляд эксперта, мощность каждого взрыва в московском метро может составлять до 3 килограммов в тротиловом эквиваленте.
«Если взять те предварительные данные о взрывах, которые сейчас даются, то я бы охарактеризовал силу взрыва примерно от 1,5 до 3 килограммов в тротиловом эквиваленте, — сказал Мишуев. — В случае взрыва непосредственно в вагоне могут быть следующие события: роль осколков в данном случае — сугубо второстепенная, поскольку здесь люди гибнут от ударной волны. Осколки дают результат, когда взрыв происходит в зале, а не в вагоне. В первую очередь будет действовать поражающий фактор воздушной ударной волны. В непосредственной близости от взрыва давление катастрофически высокое», — сказал он.
С утра понедельника — после того, как стало известно о терактах, — и до сих пор в столичном метро малолюдно.
На станциях метро, по словам очевидцев, пассажиров немного, зато много сотрудников милиции. На входах некоторых станций милиционеры досматривают багаж пассажиров.
Несмотря на то, что следствие уже начало неофициально говорить о «кавказском следе» терактов, ни одна из группировок сепаратистов пока не взяла ответственность за них на себя.