Следственный комитет Калининградской области в среду заявил о завершении расследования громкого уголовного дела в отношении 12 сотрудников Калининградской областной таможни (КОТ), обвиняемых в получении взяток на общую сумму 1,2 млн рублей.
Впервые в самом западном регионе России в рамках этого расследования была применена «сделка со следствием». Заключить досудебное соглашение из двенадцати бывших таможенников согласились пятеро.
Сотрудники таможенного поста «Калининградский» были задержаны 11 июля 2008 года на своем рабочем месте. В их кабинетах оперативники обнаружили 502 тысячи рублей, происхождение которых таможенники объяснить затруднились. «За эти без малого два года были допрошены 110 свидетелей, — уточнил в среду журналистам начальник регионального управления СКП Сергей Бондаренко. — Объем всего уголовного дела составил 47 томов, по 250 листов в каждом. Обвинение предъявлено 12 сотрудникам таможни во главе с начальником поста Юрием Чепляускасом. Из двенадцати фигурантов дела четверо — женщины».
По версии следствия, таможенники создали организованную преступную группу, которая за вознаграждение ускоряла растаможку ввозимых из-за границы иномарок.
«В преступной схеме вынуждены были участвовать две крупные фирмы по ввозу автомобилей — ООО «Лик-Сервис» и ООО «ДАК», — уточнил следователь — расследовавший дело таможенников-«оборотней» Михаил Коршунов. — Стандартная цена за оформление одного пакета документов варьировалась от 30 долларов до тысячи рублей».
Деньги, по словам следователя, накапливались в течение дня, а вечером делились по схеме 40% «наверх», 60% себе.
«По показаниям обвиняемых, деньги начальнику поста Чепляускасу привозили лично домой, — продолжил Коршунов. — При этом некоторые обвиняемые в начале следствия воспринимали это как само собой разумеющееся, называя взятки «чаевыми». На посту из этих средств была организована своеобразная «касса взаимопомощи»: деньги выдавали сотрудницам, ушедшим в декрет, на больничный, оттуда же брали на подарки к дням рождения».
«Чаевые» хранились в папке-сегрегаторе с надписью «Папка двойного назначения».
Сергей Бондаренко отметил, что задержанию предшествовала серьезная оперативная подготовка, в частности установка микрокамер в помещениях таможенного поста. Всего у оперативников набралось 80 часов видеозаписей. По словам главы УСКП, когда оперативники, переодевшись сотрудниками МЧС, пришли устанавливать «видеожучки» под видом монтажа системы пожаротушения, один из сотрудников таможни, потом задержанный, лично держал стремянку. А потом с шуткой спросил: мол, все камеры поставил? Оперативник тогда ответил честно: «Да, все!»
Расследуя это дело, СКП впервые в Калининградской области применил сделку со следствием, узаконенную в июле 2009 года.
«Доказать подобные преступления без признательных показаний обвиняемых очень сложно», — отметил второй следователь по делу Денис Першин. – В итоге следователям удалось склонить к сделке пятерых из двенадцати таможенников, в том числе самого начальника поста Юрия Чепляускаса и начальника отдела таможенного контроля и оформления Сергея Сочилина. «Они дали признательные показания на своих коллег, — сказал Першин. – А нам осталось лишь умело воздействовать психологически. По принципу «те вас сдали, а вам это надо?»
В отношении пошедших на сделку со следствием расследование уголовного дела было выделено в отдельное производство. В частности, Сочилин уже осужден: вместо максимального срока — 12 лет лишения свободы — он получил всего 2 года 6 месяцев, с отбыванием в колонии строгого режима. Учитывая почти двухлетнее пребывание под стражей во время следствия, Сергею Сочилину осталось сидеть не более полугода. Процесс над Чепляускасом пока не начался.
Все четыре фигурантки дела от сделки со следствием отказались. Бывшие сотрудницы таможни не признали своей вины и потребовали рассмотреть их дело судом присяжных.
Отвечая на вопрос журналистов, были ли у следствия вопросы к начальнику Калининградской областной таможни генерал-майору Александру Чебаеву, Сергей Бондаренко ответил отрицательно. «В рамках этого уголовного дела мы его не допрашивали, ограничившись допросами его заместителей», — сказал начальник УСКП.
Руководитель следственного комитета также уклончиво ответил на вопрос о расследовании возможной дальнейшей передачи взяток «наверх»: «Поверьте, если бы нам удалось доказать факты дележки денег вне таможенного поста, мы бы разговаривали о других фигурантах».
При этом Бондаренко сообщил любопытный факт. В конце 2009 года калининградская прокуратура внесла в службу собственной безопасности КОТ ряд представлений, касающихся усиления борьбы с коррупцией. «От таможни мы получили ответ на 14 листах с подробнейшим планом борьбы с коррупцией, — сказал с улыбкой Бондаренко. — Там значились и профилактические мероприятия, и внеплановые проверки. Прошел месяц — и в Калининграде вновь была задержана смена главного регионального таможенного поста, включая нового начальника поста Дмитрия Кормановского».