Визит протодиакона Андрея Кураева совпал с началом весенних школьных каникул, во время которых навык преподавания нового спецкурса «духовно-нравственное воспитание» должны получить более 4 тысяч свердловских учителей. Около 300 из них были приглашены на встречу с автором учебника «Основы православной культуры» (ОПК).
В ожидании Кураева в фойе екатеринбургского Дворца молодежи толпились граждане. «Вот, возьмите, это про ювенальную юстицию – это и вас, учителей, касается», — горячо убеждали проходящих мимо педагогов члены радикально-клерикальной организации «Екатеринбургский городской родительский комитет». В раздаваемых ими газетах про ювенальную юстицию говорилось коротко и ясно: «ювенальщики», «секспросвет» и содомиты – три части «единого антироссийского проекта».
Тем временем в зале уже был аншлаг. На первых рядах сидели женщины в платках, давно занявшие эти места. На учительниц они не походили. Преподаватели полностью заполнили остальные ряды тесного зала. Одна из слушательниц, которой не хватило места, вынула из кулька складной стульчик и села в проходе.
«У вас уже есть учебники? Я не знаю, как вы будете преподавать без них», — огорчил собравшихся Андрей Кураев.
И тут же обнадежил, пообещав раздать свой труд в электронном виде. «Кто-нибудь возьмите труд спаривать флешки и компьютер», — предложил протодиакон. Желающих нашлось не меньше половины зала.
Перейдя от шуток к делу, лектор заявил, что спустя два года духовно-нравственное воспитание» с курсом основ православной культуры станет общешкольным предметом. Как он будет выглядеть, по его словам, пока неизвестно – вероятно, он будет преподаваться циклично в течение 11 лет обучения. В последней четверти уходящего школьного года и в первой четверти следующего четвероклассники начнут изучать шесть модулей «духовно-нравственного воспитания», который Кураев назвал «последним шансом для спасения страны».
«Запомните, предмет светский. Главная его цель – привить детям вкус к жизни. К жизни в своей стране и в многодетной семье, — заявил Кураев. — Ведь к чему сейчас готовят детей, адаптируя к жизни? Учат иностранным языкам, компьютерной грамотности и толерантности к чужой культуре. А ЛСД – культура? К ней тоже надо быть терпимым? А гей-культура?»
Еще одной функцией курса ОПК, по словам автора учебника, станет воспитательная. Говоря об этом, Кураев не забыл про политику. «Советская школа была излишне идеологизирована, в «ельцинской» школе воспитание выставили за дверь — и до дома оно не дошло. В итоге воспитателем стал телеящик», — сокрушался протодиакон. После этого он отметил, что одна из основных угроз, ждущих детей на улице, – это скинхеды, которые, по убеждению Кураева, «пока котятки», однако в дальнейшем могут быть очень опасны.
Затем отец Андрей перешел непосредственно к своему спецкурсу.
«Учитель, учебник, ученик. Кто из трех будет виноват, если пойдет не так? Учебник хороший, ученик тоже, по определению. Виноват всегда будет учитель», — заявил лектор слушателям, заметно сморщившимся от неудовольствия.
Кураев заявил, что оценки по предмету и переход к религиозной практике категорически исключены. «Однако я понимаю, как тяжело будет православному учителю отказаться от соблазна перейти от рассказа к молитве», — подчеркнул лектор.
У зала вопросов не было. Педагоги, многие из которых были из областных городов, старательно записывали. Опрошенные после встречи с Кураевым учителя говорили, что поняли все правильно, однако многим была непонятна спешка, с которой вводится новый предмет. «В ноябре прошлого года пришла разнарядка назначить учителей, которые отправятся в Москву на обучение. Там они должны были получить методологию обучения спецкурсу, чтобы впоследствии обучить коллег. Назначили нескольких человек и отправили», — рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» учитель из Невьянска (в 80 километрах от Екатеринбурга), историк по образованию Сергей Авакумов.
По данным министерства образования Свердловской области, изучать «духовно-нравственное воспитание» в регионе будут примерно в 1700 классах в 1100 школах (всего 71 тысяча учеников и 4 тысячи учителей) Свердловской области. При этом модуль «светская этика» решили изучать более 52% четвероклассников, около 22% выбрали спецкурс «Основы мировой культуры» и лишь 20% кураевский спецкурс «Основы православной культуры». Основы других религий заинтересовали лишь 1% школьников.