В среду главному фигуранту по делу об убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой было предъявлено обвинение в новой редакции. Как сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к расследованию, теперь Никите Тихонову инкриминируется уже не ч. 2 ст. 105 (убийство двух и более лиц), а пункт «л» части второй той же статьи — «убийство двух и более лиц по мотивам политической и идеологической вражды».
Таким образом, следствие подтвердило неофициальную версию о том, что националист Никита Тихонов убил Маркелова и Бабурову за их антифашистские убеждения, а не просто из-за личной неприязни, как утверждалось ранее.
Впрочем, появление мотива в обвинительном заключении Тихонова никак не усугубит его участь, считает эксперт центра «Сова» Галина Кожевникова. «Убийство двух и более лиц изначально предусматривает от восьми лет до пожизненного лишения свободы, а прописать мотив — это уже техника», — сказала она «Газете.Ru». По ее мнению, с мотивом следователи определились, завершив обыски у Тихонова: «Наверняка в его компьютере нашли много чего интересного, допросили его «правых» соратников, разобрались, переквалифицировали». Доказать идеологический подтекст убийства, считает Кожевникова, в суде гособвинителям будет нетрудно: «Тихонов весь в соответствующих татуировках, а в ультраправом поле вращался долго и давно, журнал «Русский образ», в который он писал, тоже понятно, какой направленности».
Кроме того, обвиняемый сам попросил объединить дело об убийстве Маркелова и Бабуровой с расследованием убийства антифашиста Александра Рюхина.
Об этом «Газете.Ru» рассказал друг Тихонова, координатор организации «Русский вердикт» Алексей Барановский.
С 2006 года Тихонов находился в розыске по подозрению в убийстве Рюхина. В рамках уголовного дела были задержаны и осуждены три человека — члены «Славянского союза» (организация запрещена в России) Василий Реутский и Андрей Анциферов, а также функционер «Формата 18» Александр Шитов. Правда, согласно версии следствия, они только избивали Рюхина, а непосредственные убийцы — Никита Тихонов, Александр Паринов и третий, неустановленный участник преступления — так и не были пойманы. Их объявили в розыск во многом благодаря Маркелову, представлявшему в суде интересы семьи Рюхина.
Ранее предполагалось, что убийство адвоката — месть Тихонова за несколько лет, проведенных из-за него в бегах по поддельным документам. Тихонов до сих пор своей вины не признает и показаний ни по одному из дел не дает, но добивается их объединения, чтобы «следователи получили бы в итоге один большой позор», говорит координатор «Русского образа». «Никиту спрашивали о деле Рюхина только один раз, да и то журналисты, когда ему продлевали арест. О полноценном допросе я даже не слышал. Доказательств ни по одному из дел у следствия нет, они оба разваливаются», — считает Барановский.
Следователи в просьбе Тихонову отказали. В Следственном управлении СКП РФ по Москве «Газете.Ru» подтвердили, что Тихонов обращался к следователю с ходатайством об объединении дел, но причины своего отказа объяснять не стали.
По мнению знакомого с ходом расследования брата убитого адвоката Михаила Маркелова, Тихонов хотел «затянуть время». Доказательств вины Тихонова по делу Рюхина у следователей мало, а само дело долго было «висяком». При их объединении суд по делу адвоката пришлось бы отложить на неопределенный срок. «Им невыгодно, чтобы суд по Стасу состоялся как можно скорее, а по моим данным, дело туда передадут уже весной», — сказал он «Газете.Ru».
По оценкам Маркелова, расследование убийства его брата в отличие от дела Рюхина «проведено отлично». «С доказательствами по делу об убийстве Стаса у следователей все хорошо. Следствие отлично работает», — считает он.
Со дня убийства Маркелова и Бабуровой 19 января 2009 года на Пречистенке прошло больше года. Тихонова и его гражданскую жену и предполагаемую сообщницу Евгению Хасис оперативники задержали в ноябре прошлого года. По версии следствия, Хасис вела слежку за адвокатом и журналисткой, а Тихонов стрелял в них. Однако на первых допросах националист взял всю вину на себя, заявив следователям, что выследил и убил Маркелова и Бабурову в одиночку. Правда, позднее Тихонов отказался от предыдущих показаний, сказав, что дал их под угрозами расправы над своей подругой, и с тех пор на вопросы следователей больше не отвечал. На прошлой неделе его перевели из СИЗО «Лефортово» в «Матросскую Тишину», где, как утверждали соратники обвиняемого, из него выбивали показания. «Сейчас Никита на больничном, он побывал в настоящей пресс-хате. Теперь от него требуют показаний на Женю Хасис. В общем, давить на ребят начали все сильнее, потому что доказательства у следствия нулевые», — говорит Барановский из «Русского вердикта».
«Все это полная глупость. У Хасис нашли ствол. Дело следствия — доказать, что он принадлежал Тихонову и из него был убит мой брат», — считает брат Маркелова. По его мнению, заявления Барановского о попытке давления на обвиняемых — попытка придать их делу политическую окраску. «Националисты хотят, чтобы по окончании суда у Тихонова на голове красовался лавровый венок победителя, — говорит Маркелов, — а пока надевают ему на голову терновый, чтобы сделать из него великомученика и политзека».