Столичный бюджет-2010 будет беспрецедентно дефицитным, а долг городской казны составит 40% от ее собственных доходов. Но, даже занимая под окончание кризиса столь астрономические суммы, городские власти не чувствуют уверенности в завтрашнем дне. Как заявила во вторник на заседании московского правительства первый заместитель руководителя департамента финансов Ольга Хрычева, в прошлом году столичный бюджет еще имел накопленный запас прочности, нынешний год «будет тяжелее».
Впервые за последнее десятилетие Москва оказалась без привычного профицита бюджета. В минувшем году в городскую казну поступило 1,01 трлн рублей доходов, что составило лишь 101,5% к плану, установленному после того, как трижды за год московские власти меняли закон о бюджете. При этом относительно 2008 года поступления сократились на 22%.
Как рассказала руководитель Московского управления Федеральной налоговой службы Людмила Воробьева, в прошлом году было собрано на треть меньше налогов, чем в 2007 году. Основной источник дохода московского бюджета — налог на прибыль предприятий — составил 40% вместо стабильных 50%. В частности, на 65% упали поступления от нефтегазового сектора, на 18% — от кредитно-финансовых учреждений (например, на 3 млрд рублей меньше ожидаемого выплатил Сбербанк).
Начавшийся год не принес ожидаемых улучшений. И, по оценке Воробьевой, поступление налога на прибыль будет и дальше снижаться. Выполнения плана ведомство ожидает только от доходов физических лиц.
При этом долг столичного бюджета вырос за прошлый год с 8% до 24% от его общих доходов. В текущем году планируется привлечь на рынке еще 114 млрд заемных рублей, поднявшись практически до пороговой цифры в 39% от суммы доходов. А на обслуживание долга в этом году уйдет 47 млрд рублей. Однако без этого, утверждают чиновники, невозможно компенсировать потери бюджета и обеспечить устойчивое развитие города.
Впрочем, глава Москомзайма Сергей Пахомов обеспокоен даже не столько не мыслимыми ранее объемами заимствований, сколько тем, как их получить. «Нет никаких гарантий, — признался чиновник. — Неоднородность графика заимствований, риск падения производства и конкуренция могут вообще сорвать поступление заемных средств».
В такой ситуации в мэрии опять заговорили об экономии. Так, планируется проведение оценки расходов по публичным обязательствам и «усиление адресности социальной поддержки» москвичей.
В частности, будет «рассмотрена обоснованность ранее назначенных пособий на детей», «проанализирована с учетом результатов проведенной валоризации пенсий» региональная социальная доплата пенсионерам, выверка «денежных эквивалентов материальных льгот».
Затянут пояса и сами чиновники. Планируется сокращение расходов на служебные командировки, в том числе зарубежные, на 50%, на приобретение канцелярских товаров — на 25%, а также на транспортные услуги и услуги связи на уровне, не превышающем 25% кассовых расходов, фактически сложившихся в 2009 году. По словам первого заместителя мэра Юрия Росляка, важные зарубежные командировки не отменяются, а оптимизируются: сейчас столичные чиновники за одну непродолжительную поездку делают больше дел, чем раньше за три. (Командировка столичных чиновников в Ванкувер, потребовавшая 8,5 млн бюджетных рублей, видимо, не в счет — на Олимпиаде свой график.)
Еще одно антикризисное ноу-хау мэрии — резервирование бюджетных средств.
Выделяемые по расходным статьям бюджета средства будут частично замораживаться. И их судьба будет решаться по итогам исполнения бюджета за I полугодие 2010 года. Перерасход лимитов будет строго караться. «Я предупреждаю всех распорядителей деньгами: выделенные лимиты не вздумайте перерасходовать, — предупредил подчиненных Юрий Лужков. — Это связано с вашим правом продолжать работу на своих должностях».
По мнению председателя бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, резервирование — это «крайняя мера, но единственно правильная в условиях сохраняющейся неопределенности». «Эти деньги дойдут позже, — считает Антонов. — И это лучше, чем секвестирование бюджета и его последствия — рост неплатежей и незавершенное строительство. Сейчас главное — правильно оценить доходы и выбрать приоритетные расходы».
Впрочем, контрольно-счетная палата города видит и другие резервы. Так, по мнению председателя КСП Виктора Двуреченских, нет уверенности, что доходы от использования городского имущества идут в городской бюджет. «Как показала наша проверка, в городе нет полной базы данных о том, сколько имущества сдается в аренду организациями, имеющими их в оперативном управлении, — заявил глава КСП на заседании правительства. — Тем более невозможно проанализировать чистоту налога на сдачу в аренду». Серьезные сомнения вызывает и эффективность предоставления бюджетных субсидий.
По оценке КСП, переход от субсидирования управляющих организаций в ЖКХ к адресной поддержке граждан позволил бы ежегодно экономить не менее 25 млрд рублей.
Но больше всего вопросов возникает у аудиторов (так было и в прежние, докризисные годы) к целевым городским программам. «Мы четыре года проводим экспертизу программ, на которые направляется треть городского бюджета, — рассказал Двуреченских. — В 47 из действующих 60 программ не измеримы цели и результаты. В 26 не конкретизированы мероприятия. И большинство из них пересекаются и дублируют друг друга. Надо перевернуть эту пирамиду. Нужны результаты программ, а не просто освоение бюджетных средств».
Между тем не меньше, чем целевые программы, дублируют друг друга и курирующие их чиновники. «Сокращение издержек на госуправление — это очень важный резерв, — считает Двуреченских. — Мы только начали проверку эффективности работы государственных органов и подведомственных им учреждений, и уже предварительный анализ показал значительные перекосы. В городе нет даже нормативов на содержание госорганов. Зато их функции дублируют более 150 бюджетных учреждений».