Уголовное дело по факту клеветы в статье «Рабы ОМОНа», опубликованной в журнале The New Times, расследует управление дознания ГУВД Москвы, сообщили во вторник в пресс-службе МВД. Согласно официальному сообщению министерства, дело возбудили по заявлениям командира 2-го батальона полковника милиции Сергея Евтикова и его заместителя по работе с личным составом подполковника Иванова. «Уголовное дело возбуждено по ст. 129 УК РФ (клевета)», — заявили в МВД. Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет и крупных штрафов.
Офицеры Евтиков и Иванов уже признаны потерпевшими по делу, обвиняемых и подозреваемых в нем пока нет.
Один из авторов возмутившей милиционеров заметки, заместитель главного редактора The New Times Илья Барабанов заявил «Газете.Ru», что в редакцию до сих пор не поступало никаких уведомлений ни об уголовном деле, ни об исках о защите чести и достоинства, о которых МВД сообщало ранее. «Со стороны МВД очень много сообщений о якобы заявленных исках, много шума, но никаких официальных документов мы не получали. Когда поступят какие-то официальные уведомления, можно будет говорить по существу», — прокомментировал новость об уголовном деле Барабанов.
В статье «Рабы ОМОНа» анонимные источники (по словам Барабанова, это действующий и бывший сотрудники ОМОНа) рассказывают, что их лишают денежных надбавок, отправляют громить рынки и участвовать в рейдерских захватах. В частности, они сообщили изданию, что за 12 тысяч рублей в день за каждого омоновца, из которых бойцу достается полторы тысячи, они охраняют «одного грузинского вора в законе». Вызвать «Газель» московского ОМОНа в качестве силовой поддержки рейдерского захвата стоит, по словам собеседников The New Times, 50 тысяч рублей. Кроме того, омоновцы якобы участвовали в разгроме Петровско-Разумовского рынка в 2008 году, а с другого рынка, Черкизовского, в сопровождении ОМОНа вывозили фуры с контрафактом. Кроме того, сообщили собеседники журналистов, начальство инструктирует их разгонять «несогласных» («если на митинге есть плакаты, где написано плохо про МВД, Медведева, Путина, ― надо ломать сразу»), избавляется задним числом от неблагонадежных сотрудников («заранее каждый новый боец пишет рапорт об увольнении без даты, они у полковника Евтикова в сейфе хранятся»), берет на работу иногородних, чтобы ими было проще манипулировать («полковник Евтиков еще в 2005 году сказал: «Нам не нужны москвичи, они задают слишком много вопросов. Нам нужны иногородние ― верные и тупые»).
После публикации заметки руководство ГУВД и МВД заявило, что ни один из изложенных в ней фактов не подтверждается, а руководство ОМОН подало против редакции журнала гражданские иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. По информации пресс-центра МВД, сейчас исковые заявления уже поступили в Мещанский районный суд столицы.
«Сообщать подробностей расследования без разрешения следователя я, согласно УПК, не могу. Дело возбуждено по факту публикации, так что нет ничего удивительно в том, что пока нет подозреваемых», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь МВД Олег Ельников. Он подчеркнул, что поводом для возбуждения дела стала только одна статья The New Times — «по второй статье, «Зубры на охоте», никаких процессуальных решений не принималось».
Заметка об элитном подразделении ОМОН, отряде «Зубр», появившаяся в журнале через две недели после «Рабов ОМОНа», тоже возмутила руководство МВД.
В министерстве называют «полным вымыслом» изложенные в ней факты об издевательствах омоновцев над гастарбайтерами.
«Данный материал — полный вымысел. Я бы назвал это целенаправленной кампанией против отрядов ОМОН и в частности отряда «Зубр» МВД России», — сказал ИТАР-ТАСС начальник Центра оперативного руководства деятельностью спецподразделений МВД Владимир Горшуков.
В заметке The New Times сообщается, что подразделение «Зубр» на протяжении нескольких лет использовало труд гастарбайтеров, насильно увозя их с Ярославского шоссе. Рабочих заставляли строить дачи руководству отряда и ремонтировать здания на базе «Зубра», рассказала изданию бывший кинолог щелковского «Зубра» Лариса Крепкова, уволенная из отряда по состоянию здоровья.
«Это частные заявления бывшей сотрудницы отряда, которая имела проблемы с дисциплиной и не соответствовала повышенным требованиям, предъявляемым к сотрудникам спецподразделений, вследствие чего была уволена. Также полагаю неприемлемым, опираясь только на ее рассказ, судить о деятельности всего подразделения», — прокомментировал откровения Крепковой Горшуков. Первый замминистра Михаил Суходольский заявил, что статья разжигает межнациональную рознь. «Для меня используемые в журнале обороты, неприглядно обозначающие людей другой национальности и унижающие их, неприемлемы, — приводит слова Суходольского ИТАР-ТАСС. — Я долгие годы жил в Туркмении и учился в многонациональном классе в школе. Более того, у меня и в настоящее время много друзей и знакомых разных национальностей, поэтому я понимаю, насколько оскорбительны эти слова». Чтобы не быть голословным, руководство МВД обратилось к экспертам, которые дадут оценку этой публикации, сообщает агентство.
Кроме того, в МВД называют заметку односторонней и настаивают, что издание даже не пыталось проверить слова Крепковой, обратившись к руководству «Зубра» или в МВД. Пресс-секретарь министерства Ельников, упомянутый в заметке «Зубры на охоте», опроверг информацию о том, что корреспондент издания просил его прокомментировать ситуацию в «Зубре». По словам представителя МВД, в устном и письменном запросе шла речь только об обстоятельствах увольнения Ларисы Крепковой из отряда, а о рабах-гастарбайтерах не было ни слова. «Ни слова, ни полслова ни о каких рабах не спрашивали. А потом госпожа Альбац (главный редактор The New Times Евгения Альбац — «Газета.Ru») заявляет, что нам задавали вопрос, а мы отказались от комментариев», — заявил Ельников «Газете.Ru». В заметке же говорится, что в ответ на «предложение прокомментировать историю Ларисы Крепковой» Ельников задал корреспонденту вопрос: «Вы свой журнал сами читаете?» — после чего бросил трубку. В редакции утверждают, что располагают аудиозаписью беседы с представителем МВД.