Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) опровергает заявления российских чиновников о том, что проект строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург прошел его экспертизу. Как говорится в ответе на открытое письмо более чем 40 российских организаций, «в данный момент ЕБРР находится на этапе проведения проверки проекта.
Кроме того, банк продолжает проведение экологической и социальной оценки соответствия проекта требованиям экологической политики ЕБРР».
«ЕБРР осуществляет финансирование проектов при удовлетворительных результатах проверки соблюдения финансовых, юридических, технических, экологических и целостностных норм, соответствия проектной документация установленным требованиям, а также после окончательного утверждения проекта правлением директоров ЕБРР», — говорится в письме от 16 февраля 2010 года, подписанном директором департамента экологии и устойчивого развития ЕБРР Алистером Кларком.
Банк предложил всем «затронутым проектом лицам» принять активное участие в обсуждении результатов исследований, которые будут обнародованы «как минимум за 60 дней до даты подачи проекта на рассмотрение членам правления ЕБРР», и «высказать свои мнения и взгляды относительно воздействия проекта до принятия решения ЕБРР о предоставлении финансирования».
19 января 2010 года более 40 российских организаций обратились к потенциальным инвесторам проекта трассы Москва — Санкт-Петербург (ЕБРР и Европейскому инвестиционному банку) с просьбой не принимать участие в незаконном и антиэкологичном, на их взгляд, строительстве и не утверждать проект, пока его маршрут не будет пересмотрен в обход Химкинского леса.
3 февраля был получен ответ из Европейского инвестиционного банка. В нем также сообщалось о том, что решения о финансировании пока не принято, так как банк «все еще находится в процессе оценки этого проекта». Как сказано в письме, в ближайшее время будет запущен «общий план по выявлению позиций всех заинтересованных сторон». С этой целью создается веб-сайт «для всех заинтересованных сторон с целью аккумулирования информации о ходе обсуждения проекта». «Мы хотели бы еще раз поблагодарить вас за ваш интерес и участие в этом проекте и были бы признательны, если бы вы могли информировать других участников, подписавших обращение к нашему банку», — говорится в документе.
Тем не менее 4 февраля председатель правления ГК «Автодор» Сергей Костин заявил на брифинге в центральном офисе «Интерфакса», что проект строительства платной автодороги Москва — Санкт-Петербург прошел экспертизу не только Ростехнадзора, но и Европейского банка реконструкции и развития.
Заместитель министра транспорта России Олег Белозеров отметил, что ЕББР «не участвует в проектах, если они наносят урон экологии». По словам Костина, все варианты строительства первого участка (15-й — 58-й километры) автодороги «предполагают прохождение через территорию Химкинского леса». И к настоящему времени «выбран вариант, оптимальный как с экономической, так и с экологической точки зрения». Он предполагает строительство трассы по лесу шириной 100 метров на 43-километровом участке, из которых на 23 километрах будут поставлены шумозащитные экраны и высажены лесозащитные полосы. «Те проектные решения, которые приняты, отвечают всем экологическим требованиям», — заверил Костин.
Между тем иск Движения в защиту Химкинского леса о незаконности экологической экспертизы по проекту трассы Москва — Санкт-Петербург прошел все судебные инстанции в России и сейчас ждет своего рассмотрения в Страсбурге. Еще один иск движение подало 23 января в Верховный суд России.
Истцы требуют признать недействительным распоряжение премьер-министра Владимира Путина № 1642 от 5 ноября 2009 года о переводе земель Химкинского леса под строительство трассы Москва — Санкт-Петербург.
Согласно действующему законодательству, перевод лесопарковых земель под строительство федеральных объектов возможен лишь в том случае, если отсутствуют альтернативные варианты их размещения. Активисты движения, а также поддерживающий их «Гринпис» уверены, что альтернативные варианты прокладки трассы существуют, а принятый «изогнутый» вариант дороги, удлиняющий ее на 6 км, разработан специально для того, чтобы захватить лесные земли под масштабную коммерческую застройку. 24 ноября защитники Химкинского леса обратились к президенту Медведеву с требованием отставки правительства Путина, подписавшего распоряжение о вырубке леса.