В четверг в Центральном и Заельцовском районных судах Новосибирска были арестованы вице-мэр города Александр Солодкин и его отец, Александр Солодкин-старший. Сейчас он возглавляет Фонд развития физической культуры и спорта Новосибирской области. Солодкиным предъявили обвинения в участии в преступном сообществе, а отцу вице-мэра также в подстрекательстве к покушению на убийство.
Милиция обратила внимание на семью Солодкиных летом 2009 года.
Тогда в квартире Солодкина-младшего прошли обыски. Следственные действия проходили в рамках возбужденного 10 лет назад уголовного дела по факту покушения на новосибирского предпринимателя Фрунзика Хачатряна.
Следствие подозревало, что исполнителями покушения были члены организованного преступного сообщества (ОПC) во главе с Александром Труновым по кличке Трун. Солодкины, по мнению следователей, имели непосредственное отношение к этому ОПС. Восемь членов банды, в том числе Трунов, уже арестованы и сейчас дожидаются суда. Всем задержанным следователи предъявили обвинение «в убийствах с отягчающими обстоятельствами и других тяжких преступлениях», в том числе мошенничестве и вымогательстве. Дело ОПС и дело о покушении на убийство Хачатряна были объединены в одно.
В октябре 2009 года подозреваемым по делу покушения на предпринимателя стал и Солодкин-младший.
Задержать или допросить вице-мэра следователи не смогли, так как не нашли его в Новосибирске. В мэрии правоохранительным органам сказали, что Солодкин взял отпуск и начальство не в курсе, где он его проводит. Вице-мэр был объявлен в розыск. Нашли Солодкина почти через месяц в Москве, где он проходил лечение в одной из частных клиник. Об этом «Газете.Ru» рассказал адвокат вице-мэра Павел Подковырин.
Как выяснилось позже, чиновника подозревали не в организации покушения на Хачатряна, а в порче его имущества. В 2003 году на стоянке кто-то поджег автомобили, принадлежащие бизнесмену. Тогда, в ноябре 2009 года, вице-мэру предъявили обвинения в ч. 3 ст. 33 УК (соучастие в преступлении) и ч. 2 ст. 167 УК (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога) и оставили под подпиской о невыезде. Солодкин-младший пытался обжаловать привлечение его к делу в качестве обвиняемого. Но 13 января Новосибирский областной суд оставил решение следственных органов в силе.
16 февраля 2010 года обоих Солодкиных вызвали на допрос в одно из отделений милиции. Правда, как рассказала «Газете.Ru» адвокат Солодкина-старшего Светлана Ткаченко, по прибытии в отделение ее подзащитному правоохранительные органы стразу же заявили, что его статус изменился и теперь он также проходит подозреваемым по уголовному делу о преступном сообществе.
В среду вечером следователи подали ходатайства об аресте Солодкиных в Центральный и Заельцовский районные суды. В четверг утром стало известно, что семье чиновников предъявили официальные обвинения в участии в ОПС Трунова. В подстрекательстве к покушению на жизнь Хачатряна обвинили Солодкина-старшего. Сыну к обвинениям в участии в преступном сообществе и причинении вреда имуществу бизнесмена добавили еще одну статью — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Как заявили следователи, при поджоге автостоянки в 2003 году был избит ее охранник Аркадий Зайцев.
Первым Заельцовский суд вынес решение об аресте Солодкина-старшего. Заседание по просьбе обвиняемого проходило в закрытом режиме. Защита просила отпустить подсудимого под залог. «Мы предоставили гарантийное письмо, в котором было сказано, что сумму залога оставляем на рассмотрение суда», — сказала Ткаченко. Но в итоге суд решил оставить Солодкина под арестом.
Ткаченко объяснила, что судья согласилась с доводами гособвинителя, что обвиняемый – «влиятельный в Новосибирске человек», а следовательно может воспользоваться своими связями и оказать давление на свидетелей или уничтожить доказательства.
«Мы считаем, что следствие не доказало и не обосновало ни предъявленных обвинений, ни причин, по которым Александр Наумович должен лишиться свободы», — сказала Ткаченко. По ее словам, на суде защита задала следователю вопрос, «почему обвинения в подстрекательстве были предъявлены только через 10 лет после покушения, почему так долго длилось расследование». «Но ответа от следователя так и не получила», — сказала адвокат.
Ходатайство об аресте вице-мэра Солодкина, начавшееся в 10.30 по местному времени (7.30 мск), суд рассматривал более семи часов. Заседание проходило в открытом режиме. Как рассказал «Газете.Ru» адвокат подсудимого Подковырин, следователь Роман Цыганков заявил, что на свободе Солодкин-младший может оказывать воздействие на свидетелей и препятствовать проведению следствия, а также напомнил, что вице-мэру инкриминируются «тяжкие преступления».
Сам Солодкин заявил, что никогда не препятствовал ходу следствия, о котором узнал еще летом прошлого года, и не скрывался от правоохранительных органов.
«Напомню, ему уже избирали меру пресечения в виде подписки о невыезде, и сегодня речь шла об изменении меры пресечения. За все время, пока длится следствие, с лета 2009 года, Александр Александрович всегда приезжал, несмотря на свою занятость, по вызову следователя. Он сотрудничал со следствием, только следствие не устраивают его показания. Никаких оснований задерживать его нет. Тем более помимо ответственной работы у него есть несовершеннолетние дети», — заявил защитник. По словам Подковырина, Солодкин отказался давать показания только после задержания 16 февраля, воспользовавшись правом не свидетельствовать против себя.
В суде, рассказал адвокат, защита предоставила четыре личных поручительство за Солодкина-младшего. Среди документов было и поручительство от депутата Госдумы, трехкратного олимпийского чемпиона Александра Карелина. Кроме того, адвокаты сказали, что письмо в поддержку вице-мэра подписали порядка 200 жителей Новосибирска, среди которых «видные государственные и научные деятели». Судье Татьяне Петровой показали и обращение к суду новосибирского губернатора Виктора Толоконского, в котором он просил не применять к вице-мэру строгих мер пресечения, в частности связанных с лишением свободы. «Мы были согласны и на залог, о чем ходатайствовала жена моего подзащитного», — сказал Подковырин.
На заседании она заявила, что готова отдать за свободу мужа 1 млн 70 тыс. рублей – «все деньги со счетов семьи».
Как передает РИА «Новости» на суде Солодкин-младший заявил, что дело против него носит заказной характер. «Я надеюсь только на суд. Следствие ведет заказную позицию, уничтожают не только меня, но и мою семью», — цитирует его слова агентство.
По словам Подковырина, его подзащитный имел в виду, что следствие не ведется должным образом и его арест будет носить незаконный характер. И отец, и сын не признали себя виновными. Сейчас их адвокаты заявили, что уже готовят кассационные жалобы на арест.