В Рособразовании еще не определились, какие вузы будут лишены самостоятельности и объединятся с другими учебными заведениями. Сокращение количества вузов необходимо, уверены в ведомстве, но чиновники не знают ни сроков будущей реформы, ни порядка ее реализации. Во вторник на брифинге перед коллегией Рособразования глава ведомства Николай Булаев прокомментировал служебную записку агентства министру образования Андрею Фурсенко. В документе «Программа сети высших учебных заведений, подведомственных Рособразованию, на 2010―2011 годы» говорится, какие вузы перестанут существовать как самостоятельные, а какие превратятся в центры педагогического образования. В их структуру помимо двух-трех государственных вузов на договорной основе попадут «региональные институты повышения квалификации работников образования и педагогические колледжи». Эти изменения, говорится в документе, повысят качество предоставляемых услуг, сократят количество вузов, осуществляющих подготовку специалистов низкого качества по не востребованным рынком специальностям и обеспечат «рациональное использование бюджетных средств».
Булаев подлинность документа опровергать не стал. Он отметил, что это только «один из первых черновиков» будущих изменений и в Минобрнауки его еще не отсылали.
По его словам, пока неизвестно, когда появится окончательный вариант служебной записки, которая не имеет никакой законодательной силы. «Каждый документ проходит определенные этапы. По поводу оптимизации системы вузов у нас пока только создана внутренняя рабочая группа. Когда она уже подготовит предложение, их будут обсуждать эксперты, в том числе и независимые, смотреть, насколько предложения адекватны социально, экономически и даже морально. Хочу напомнить, что любую реструктуризацию вузов должна одобрить и региональная власть ― исполнительная и законодательная», ― отметил Булаев. Чиновник добавил, что, несмотря на название просочившейся в СМИ записки, «никто еще даже не говорит о 2010 годе». «Скорее всего, стоит иметь в виду более поздние сроки», ― добавил Булаев.
По словам чиновника, объединение вузов проходило и ранее, но не в таком масштабе.
В докладе Рособразования сказано, что за прошедший год правительство приняло 9 распоряжений «о реорганизации учреждений образования». В результате в стране стало меньше на один вуз, 13 ПТУ с колледжами и один институт повышения квалификации.
В служебной записке министру предлагались перемены значительнее: сократить с помощью слияния количество подведомственных Рособразованию вузов на сотню ― с 344 до 230―250. Главная причина, по которой чиновникам приходится «оптимизировать систему вузов», ― глубокий демографический кризис. Как рассказал на коллегии министр образования Фурсенко, в этом году школы закончили 835 тысяч человек, а еще в 2004 году выпускников было 1,4 млн.
В 2010 году аттестаты о полном среднем образовании получат, по данным Булаева, около 750 тысяч человек. Количество студентов при таком раскладе уменьшится вдвое: если сейчас в вузах учатся 7,5 млн человек, то к 2012―2013 годам студентов станет 3―4 млн.
По словам Булаева, в таких условиях выживут только «конкурентоспособные вузы». «Например, у нас есть вуз, в котором учатся 3,6 тысячи человек. Значит, в следующем году их будет еще меньше. Следовательно, снизится нагрузка на преподавателей, качество подготовки и т. д. Вообще у нас есть, например, 146 филиалов, в каждом из которых учатся только около 100 человек», ― сказал Булаев.
В докладе на коллегии он выделил три вуза, которые недобрали наибольшее количество студентов: Дагестанский государственный педагогический университет, Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия и Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ). Последний, по словам Булаева, вместо 600 человек набрал в 2009 году только 400, хотя до этого ректор МИЭМа Дмитрий Быков сказал «Газете.Ru», что вуз недобрал только 13%. При этом Быков был единственным из опрошенных ректоров, кто знал о грядущих изменениях в структуре высшего образования. Агентство уже предлагало ректору присоединиться к Московскому государственному университету приборостроения и информатики (о слиянии двух вузов говорится и в служебной записке Булаева). По словам Быкова, он отказался.
Рискуют лишиться своего статуса и безынициативные госвузы. Так, отметил Булаев, ни одной заявки на грант не подал 81 вуз Рособразования. «Если вуз не участвует в денежных программах, это настораживает», ― пояснил чиновник.
В результате слияния вузов, по замыслу Рособразования, должны возникнуть «образовательные многоуровневые комплексы», куда будут входить и «научные организации, а также базы производственных практик». «Такие учреждения, как правило, становятся центрами «роста качества», экспериментальными площадками для обработки инновационных подходов к подготовке высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями крупных промышленных производств», ― сказано в докладе Рособразования, представленном на коллегии. Агентство ссылается на опыт Сибирского и Южного федеральных университетов, объединивших «потенциал восьми достаточно крупных вузов».
Примерно по такому же принципу, сказал Булаев, будут сливаться и другие вузы.
«Вузы сохранят свои здания, о том, чтобы их отбирать, пока речи не идет. Думаю, это будет система институтов, в случае с педвузами ― педагогических центров. Они будут подведомственны другому вузу, но не станут его факультетами», ― пояснил Булаев. О том, насколько сильно при подобном слиянии сократится преподавательский состав, в Рособразовании говорят уклончиво: «Это зависит от каждого отдельного случая».
Министр образования Фурсенко на заседании коллегии агентств дал понять, что знает о разрабатываемых в Рособразовании реформах и одобряет их. «Учебные заведения создаются для того, чтобы учить ребят, а не для рабочих мест для преподавателей. Агентство предложило определенные идеи по поводу того, как надо модернизировать сеть высшего профессионального образования. Будем их рассматривать», ― сказал Фурсенко.
«Сокращение вузов или филиалов имеет смысл, но все это должно быть подчинено какой-то определенной логике. Должны быть критерии, на основании чего такие решения будут приниматься», ― считает заместитель председателя комитета общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Виктор Панин.
В процессе слияния вузов, считает эксперт, слишком много нюансов, которые можно упустить «при излишней спешке».
«Как будет происходить процесс перехода студентов из одного вуза в другой, например? Исходя из прошлого опыта, могу сказать, что у некоторых могут возникнуть проблемы со специальностью, кто-то может остаться недовольным дипломом: поступал в один вуз, а закончил другой. Меня всегда смущает поспешность тех действий, которые предпринимаются», ― отмечает Панин. По его словам, существует опасность, что решение может «снова быть принято кулуарно». «Как только принимаются решения о таких изменениях, о них сразу нужно уведомлять общественность. А так нам опять говорят о каких-то мифических экспертах, которые будут принимать участие в обсуждении. В результате получится как с инициативой «Наша новая школа». Кто ее обсуждал ― никто из независимых экспертов не знает до сих пор», ― сказал собеседник.