Бревенчатый дом отставного военного Александра Навротского, стоящий на одной из улиц поселка «Речник», в четверг утром был похож на осажденную крепость. Около 04.00 экскаватор снес дом соседки Ангелины Абрамовой и начал разрушать соседний. Как рассказал «Газете.Ru» глава управы «Крылатское» Вячеслав Никитин, прогуливающийся по развалинам, у него на руках исполнительные листы на снос 38 местных домов, включая дом Навротского. Эти бумаги стали результатом трехлетнего спора Росприроднадзора и московских властей с жителями «Речника».
В 2006 году выяснилось, что возведение капитальных строений на территории парка запрещено: в 50-е годы прошлого века земли в «Москворецком» выдавались под огороды и сады, но не под строительство полноценных коттеджей.
Однако запрет нарушался на протяжении многих лет, и таким образом на берегу Москвы-реки в Крылатском вырос целый поселок.
«Вы поймите, ― объяснял Никитин, в белой ушанке и валенках, ― это же в 90-е люди нахапали, а теперь не хотят уезжать, это же бандиты». За его спиной экскаватор доламывал второй трехэтажный коттедж с башенками. Остановить машину не смогли ни увещевания депутатов Госдумы Владимира Жириновского и Антона Белякова, приезжавших в «Речник» на переговоры, ни возмущенные крики местных жителей.
Вскоре на месте сноса появился и бывший депутат Мосгордумы лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. «Это нарушение Конституции и Земельного кодекса. Почему дома по ту сторону реки не трогают? Там, между прочим, стоят таунхаусы. Якобы для спортивной школы, которая будет там возведена, но на самом деле там живут федеральные министры», ― прогремел экс-депутат, добавив, что сейчас же позвонит главному судебному приставу Москвы Фердауису Юсупову, «чтобы разобраться». Однако результаты телефонной беседы оказались скудными: Юсупов ответил, что сделать ничего не может, но пристава Карелина, приехавшего сносить дома, обязательно потом накажет за то, что он, как говорят жители, не показал им исполнительные листы. Митрохин старался быть оптимистичным: «По крайней мере, мы знаем фамилию пристава-нарушителя». Тем временем пристав Карелин в сопровождении экскаватора и бойцов 2-го оперативного полка ГУВД, коллеги которых ранее фигурировали в новостях в связи с убийством абхаза и разгоном антифашистских митингов в Москве, двинулся к дому Навротского.
В доме отставного военного к визиту незваных гостей уже все было готово. В прихожей стоял дробовик и бутылки с зажигательной смесью.
На диване дремали бородатый лидер «Славянского союза» (организация запрещена в России) Дмитрий Демушкин и двое его бритоголовых соратников, по размерам сопоставимых с двумя корреспондентами «Газеты.Ru», а на кухне тихо напивался лишившийся дома сосед. «Мы тут охраняем поселок от ментов, обеспечиваем, так сказать, законные права граждан», ― объяснил националист Демушкин свое появление в «Речнике» впервые за годы имущественного конфликта. В соседней комнате сидел лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, в поселок приезжавший регулярно. В дом Навротского Удальцов с Демушкиным пришли не сговариваясь, и теперь каждый старался не попадаться на глаза идеологическому противнику.
«Все, понеслась», ― сказал Навротский, услышав, как за его забором затарахтел экскаватор. Взяв дробовик и бутылки с зажигательной смесью, он выскочил на улицу. Подбежав к забору, Навротский швырнул один из «коктейлей Молотова» в продирающийся сквозь кусты экскаватор, но бутылка разбилась, не загоревшись. Тем не менее машина приостановилась и свернула к соседнему дому. Предварительно изваляв в снегу экс-депутата Митрохина, не желавшего уступать экскаватору дорогу, милиционеры и строители двинулись к пустому бетонному коттеджу. Его хозяин узнал о том, что здание сломают, только в четверг, и поэтому доехать до «Речника» к началу сноса не смог.
Однако сломать железобетонную постройку так же оперативно, как и ее деревянных предшественниц, рабочим не удалось.
Поэтому стихийно образовавшаяся инициативная группа защитников поселка, которую возглавил Митрохин, решила отправиться к Навротскому, чтобы решить, что делать дальше, и отогреться. «Я звонил сегодня Владиславу Суркову, а он так ругался, что ему с этим «Речником» накануне Госсовета свинью подложили. Наверное, все-таки остановят они этот снос», ― рассказывал, сидевший у камина экс-депутат. Бритоголовые соратники Демушкина, попивавшие на кухне горячий чай вприкуску с сушками, обсуждали планы на таджика, поднимающего шлагбаум при въезде в «Речник».
Спустя несколько часов выяснилось, что доламывать третий дом не станут, а строительная техника и милиционеры покинут «Речник» до утра пятницы.
К 19.00 четверга по затихшим улицам поселка ходили только растерянные члены движения «Наши», осведомлявшиеся у редких прохожих, «не нарушил ли кто из строителей права ветеранов», но внятного ответа они не получили.