Во вторник в Москве прошла самая многочисленная за последние несколько лет уличная акция. Более тысячи человек пришли на Петровский бульвар, чтобы вспомнить убитых год назад адвоката Станислава Маркелова и журналиста Анастасию Бабурову. Там планировалось провести первый санкционированный пикет и пойти на второй ― у памятника Грибоедову, устроив таким образом импровизированный марш.
«Мало народу в цепочке, позвали «Румол» для порядка», ― звучало из милицейских раций вечером на Петровском.
Движение «Россия молодая» («Румол»), о котором говорили милиционеры, антифашисты обвиняли в сотрудничестве с националистической организацией «Русский образ», члены которого Никита Тихонов и Евгения Хасис были арестованы по подозрению в убийстве Маркелова и Бабуровой. Бойцы 2-го оперативного полка ГУВД, коллега которых два месяца назад забил насмерть абхаза в Кузьминках, охраняли шествие антифашистов от бульвара до Чистых прудов, не давая им идти одной колонной. Дорогу тысячной толпе перерезали сотрудники Внутренних войск МВД, которые делили участников акции на группы по 50―100 человек. Движение автомобилей ради антифашистов никто не перекрывал, и участники акции шли по тротуарам, время от времени скандируя: «Фашисты убивают, власти покрывают!» и «Выйди на улицу, верни себе город!».
Поток людей растянулся от Петровки по бульварам, конца колонны было не видно.
На двадцатой минуте шествия, когда первая колонна успела спуститься к Трубной площади, в активистов с тротуаров полетели дымовые шашки. Дым окутал улицы и протестующих. Так 15―20-летние антифашисты, скрывая лица под шарфами от 20-градусного мороза и милицейских видеокамер, дошли до Чистых прудов. Здесь организаторы планировали показать четырехминутный ролик с одним из последних выступлений Маркелова, но за несколько часов до шествия милиция запретила демонстрировать видео. Активисты держали в руках портреты погибших адвоката и журналистки, плакаты и антифашистские баннеры. В толпе давали интервью лидер «Яблока» Сергей Митрохин, бывший лидер партии Григорий Явлинский, координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, исполнительный директор «Солидарности» Денис Билунов. Приехал на митинг и уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.
«Станислав Маркелов всю жизнь брался за безнадежные дела, ― начал митинг активист, закутанный в шарф, скрывающий пол-лица. ― Он представлял в судах родственников убитых антифашистов, родственников похищенных и убитых федералами обычных чеченцев, он защищал людей, избитых милицией, он защищал левых активистов по политическим делам ― словом, он был не просто адвокатом, но и правозащитником».
«Настя выбрала журналистику как зону близкого социального контакта, как зону активного вмешательства в жизнь общества и поступила в МГУ. В последние полтора года жизни её можно было застать на незаконных стройках и выселениях, на «диких», несогласованных демонстрациях, во всех локальных горячих точках Москвы. Нет ничего удивительного и в том, что она обратилась и к теме нацистского насилия», ― речь антифашиста слышали только в первых рядах, колонки и усилитель организаторам использовать тоже запретили.
Член оппозиционного комитета «19 января», организовавшего акцию, продолжил перечислять заслуги погибших год назад адвоката и журналистки, когда неожиданно появившаяся из толпы рука вырвала из его рук листовку. «Только что сотрудники милиции забрали у меня…» ― заговорил активист, но в этот момент кто-то вырвал у него мегафон.
«Позор! Позор!» ― начали скандировать митингующие. В ответ милиционеры стали напирать на участников митинга со стороны бульвара, а к оратору потянулись руки людей в серых бушлатах. В этот момент участники акции, сцепившись друг с другом в плотные цепочки, двинулись вперед.
Так началась массовая драка с милицией в центре Москвы.
Сначала антифа и сочувствующие им отбили активиста, который несколько минут назад вел митинг, не дав утащить его в автозак. Затем колонна антифашистов, отбросив металлические заграждения и отодвинув сотрудников милиции, двинулась вперед по Чистопрудному бульвару. Несколько сотен антифашистов шли вперед, их соратники напирали сзади, и милиции ничего не оставалось, как расступиться. Через несколько десятков метров сотрудники правоохранительных органов опомнились, и на помощь растерявшимся коллегам помчался ОМОН в шлемах и с резиновыми дубинками. В ход пошли спецсредства: отрезанные от основной колонны антифашисты задыхались от пущенного то ли милицией, то ли неизвестными провокаторами перцового газа (по данным главы движения «За права человека» Льва Пономарева, были задержаны четыре человека с газовыми баллончиками).
Антифашистов начали задерживать. Их сбивали с ног, тащили по снегу лицом вниз, перекидывали через ограждения. На Чистопрудном бульваре задержали 24 человека. Антифашистам удалось отбить некоторых товарищей самостоятельно. Часть задержанных освободили в обмен на обещание, данное правозащитниками: Лев Пономарев дал слово заместителю начальника ГУВД Москвы генералу Вячеславу Козлову, что антифа разойдутся, если их соратников отпустят. Обещание было выполнено, и генерал тоже сдержал слово ― задержанных на бульваре выпустили из автозаков и автобусов. Остальных задержанных (по разным данным, от 30 до 40 человек) отпустили позже вечером.