Новодевичий монастырь полностью перейдет в ведение Русской православной церкви (РПЦ). Об этом премьер-министр Владимир Путин заявил 5 января на встрече с патриархом Московским и всея Руси Кириллом, министром культуры Александром Авдеевым и главой Росимущества Юрием Петровым. Новодевичье кладбище, на котором похоронены деятели культуры и искусства, политические и общественные деятели, по словам министра, останется в ведении правительства Москвы.
Сейчас монастырь является филиалом Государственного исторического музея (ГИМ). Как сказано на сайте музея, Новодевичий монастырь насчитывает 12 тыс. единиц хранения. В основном это коллекции древнерусской живописи, тканей XVI--XX веков, рукописные и старопечатные книги, изделия из драгоценных металлов и камней, различные документы из монастырского архива. Какие именно из многочисленных экспонатов останутся в монастыре после того, как ГИМ потеряет на него права, неизвестно.
По словам Авдеева, которого цитирует РИА «Новости», в Новодевичьем останется «все то, что принадлежит ему по праву и что является объектами церковного служения».
Так, министр отметил, что «в бессрочное и бесплатное пользование» монастырь получит иконы, а также утварь, связанную с его историей и всегда находившуюся в его зданиях. По словам пресс-секретаря патриарха, священника Владимира Вигилянского, на встрече министр культуры отметил также, что часть экспонатов из коллекции и запасников монастыря переедут в помещения в районе Измайлово, которые получит в собственность ГИМ. По словам Вигилянского, после того, как здания Новодевичьего монастыря перейдут к РПЦ, в монастыре начнет действовать «принцип соработничества».
«Это будет по аналогии с Троице-Сергиевой лаврой в Сергиевом Посаде, Ипатьевским и Соловецким монастырями, где проводятся экскурсии. То есть монастырь будет частично открыт для посещения и музей останется», — пояснил Вигилянский.
Он также напомнил, что некоторые здания на территории Новодевичьего РПЦ использует уже сейчас на правах аренды. Так, в двух зданиях Новодевичьего располагается действующий женский монастырь, а в еще одном – резиденция его настоятеля — митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Вигилянский отметил, что РПЦ планирует расширить женскую обитель после того, как к ней перейдет территория монастыря.
Директор ГИМ Александр Шкурко сказал «Газете.Ru», что вопрос о передаче Новодевичьего монастыря РПЦ решался три года и юридически решение было принято еще в декабре. Тогда вышло распоряжение о передаче имущества ГИМ, находящееся в монастыре, в государственную казну и о выделении ГИМ комплекса на Измайловском острове в городке имени Баумана. Как отметил Шкурко, музей получит здания института промышленного развития «Информэлектро». По словам директора ГИМ, музей надеется, что после передачи монастыря он останется «объектом культурного наследия» и там по-прежнему будут проводиться экскурсии. «Это не только любимое место отдыха москвичей. Новодевичий монастырь осуществляет культурно-просветительскую функцию. Ежегодно его посещают 160–180 тыс. человек, среди которых порядка 100 тыс. – это иностранцы. Со своей стороны, я внес предложение, чтобы новый владелец пригласил ГИМ выполнять функции по поддержанию экспозиции, организации выставок, а главное — приему посетителей», — отметил Шкурко.
Но сейчас для исторического музея, по признанию его директора, более остро стоит вопрос о размещении в здании «Информэлектро» отдела реставрации фонда ГИМ, который был полностью размещен в палатах Новодевичьего монастыря.
«В нашем фонде сейчас 4 млн 736 тыс. экспонатов, то есть 1/8 музейного фонда федеральных музеев России. Могу сказать, что проверка многих коллекций по все стране показала, что некоторые экспонаты музеев находятся в плохом состоянии не только из-за условий хранения, но и из-за того, что они не проходили примитивной профилактики», — отмечает Шкурко. По его словам, для музея принципиально, чтобы 75 сотрудников фонда получили на новом месте все необходимые для работы условия, возможно, даже лучше, чем те, что были в палатах монастыря.
Новодевичий монастырь был основан князем Василием III в 1524 году. После революции в нем открыли Музей раскрепощения женщины, затем, через четыре года, на его месте открылся Историко-бытовой и художественный музей. Затем Новодевичий монастырь стал филиалом ГИМ. Передача монастыря РПЦ – часть программы по возвращению духовенству российских церквей и монастырей, которая началась в 90-е. Как отметил на встрече 5 января Путин, за последние пять лет РПЦ были возвращены порядка ста зданий и комплексов. «Хотя не обходится и без сложностей, процесс идет не так быстро, как хотелось бы, да и некоторые объекты сложно передать, поскольку они находятся в плачевном состоянии. Но передача все-таки происходит», — отметил премьер-министр. Усовершенствовать этот процесс должны также два подготовленных Минкультуры закона — о передаче религиозным организациям церковного имущества и о реставрации объектов религиозного назначения. Во втором говорится, что за реставрацию храмовых комплексов и других памятников архитектуры будет отвечать Росохранкультуры, вне зависимости от того, кому они принадлежат — государству, регионам, церкви или же частным лицам.
Вице-президент Академии художественной критики, историк архитектуры Алексей Клименко считает, что решение властей о передаче собственности церкви было бы правильным лишь в том случае, если бы это было первым шагом на пути реституции. «Но об этом речь не идет, им нужна именно православная церковь, договоренности с ней, — заявил он «Газете.Ru». — По моему убеждению, Путин не имеет права единолично распоряжаться общенародным достоянием, каковым являются историко-культурные ценности. На это вообще не имеет права ни один чиновник в стране, даже возглавляющий охрану памятников: это вопрос референдума. Российская культура ценится в мире не только своей литературой и музыкой, но и такими архитектурными комплексами, приведенными в порядок ценой огромных усилий. Я могу привести пример, когда меня, специалиста в области реставрации, хамовитый охранник не пустил в ворота Пафнутьево-Боровского монастыря, потребовав получить на это благословление настоятеля. А ведь этот памятник восстанавливался долгие годы еще при советской власти, на бюджетные деньги. При реставрации погибла (оступилась и упала с лесов) прекрасный специалист Валентина Меркелова. И мне казалось естественным посмотреть на результаты ее 18-летнего труда и найти хоть маленькую табличку с ее именем. Или попробуйте зайти без благословления настоятеля на кладбище Донского монастыря, там сейчас свой режим, а раньше был музей архитектуры».
Что до способности церкви обеспечить сохранность культурного наследия, то тут, по мнению эксперта, тоже есть серьезные сомнения. «В музее в обязательном порядке существует научно-методический совет, — говорит Клименко. — Он может называться по- разному, но суть заключается в том, что чиновник-директор опирается на мнение специалистов. Состояние древних памятников, в том числе икон, напрямую зависит от профессионального подхода к их сохранению. Не думаю, что в этих вопросах церковные иерархи смогут заменить специалистов института искусствознания».