Во вторник в польском городе Легниц более 200 беженцев из Дагестана, Ингушетии, Чечни и Грузии сели на поезд, следовавший из польского Вроцлава в германский Дрезден. Билетов у них не было, выходить из вагонов беженцы отказались и заявили, что едут в Страсбургский суд по правам человека.
Как рассказал «Газете.Ru» один из руководителей правозащитной организации «Общество российско-чеченской дружбы» Имран Ижиев, выходцы из северокавказских республик и уроженцы Грузии прожили в польских центрах для беженцев около года, ожидая, когда им будет предоставлено политическое убежище, «но условия содержания оказались невыносимыми, и они пошли на крайние меры».
«Они позвонили мне и сказали, что без билетов едут в Страсбург требовать восстановить их права. С ними там матери с детьми, пожилые женщины, старики», — рассказал Ижиев.
Он напомнил, что массовый исход жителей Северного Кавказа в Польшу начался еще в 2004 году из-за начавшегося послевоенного политического преследования. Тогда только на одном из участков польско-белорусской границы власти получили более полутора тысяч прошений о предоставлении политического убежища от ингушей, чеченцев и дагестанцев. Граждане Грузии присоединились к ним с мая этого года – к августу власти Польши зафиксировали более трех тысяч обращений от них. Все это время беженцы живут в специально выделенных для них гостиницах и общежитиях, ожидая ответа на прошения.
Те, кто во вторник оккупировали польский поезд, говорит Ижиев, устали от «наплевательское отношение к ним со стороны администраций спеццентров». «Я только одного боюсь: лишь бы они не предпринимали отчаянных шагов. Я обращаюсь ко всем правозащитным организациям, чтобы они как-то повлияли на этих людей, попросив их не предпринимать отчаянных шагов. После Нового года мы сделаем все, что будет в наших силах, чтобы улучшить их ситуацию», — сказал Ижиев.
Однако обращение правозащитника осталось без внимания: полиция остановила оккупированный поезд в городе Згожелец, расположенном на границе с Германией, и теперь беженцы грозят массовой голодовкой.
Железнодорожная платформа сейчас оцеплена, местных журналистов к поезду не подпускают бойцы полицейских спецподразделений. «Газете.Ru» удалось связаться с одним из зачинщиков беспорядков Асхадом Евлоевым. Он с женой приехал в Польшу из Ингушетии около полугода назад и был определен в центр города Радом. «Сейчас мы стоим на границе с Германией, польскую прессу к нам не подпускают, уже обещали, что нам ничего не будет, если мы сейчас же все закончим, но наш марш мира все равно состоится, мы доберемся до Германии, а оттуда до Страсбурга. Силы к нам пока не применяли, ведь тут все-таки женщин много, но мы все равно объявили голодовку», — сказал Евлоев. По его словам, вместе с ним из центра в Радоме уехало более 90% содержавшихся там беженцев.
«Все потому, что там жуткие условия содержания, а в целом дело в отношении к нам со стороны властей. На нас нападали люди в масках с ломами, битами, ножами. Мы жалуемся в полицию, а нам отвечают: «Ну вот и проваливайте тогда к себе домой», — сказал собеседник «Газеты.Ru».
По словам Евлоева, поезд они не покинут, пока их не пропустят через границу с гарантией, что судьи Страсбургского суда потом рассмотрят их жалобы. Однако ни у кого из беженцев нет документов. «Ну и что, — говорит Евлоев. – Мы знаем, что дальше будет сложнее, но в свои центры мы не вернемся. Не важно, кто у нас там будет на пути – фашисты, полицейские, да хоть самураи, пути назад у нас нет». Впрочем, власти Польши утверждают, что беженцы излишне драматизируют ситуацию.
Представительница управления по делам беженцев Ева Пехота в интервью местным СМИ заявила, что условия содержания в центрах не могли стать причиной для массового исхода в Страсбург. «В конце ноября мы посетили все места расселения беженцев, выявили незначительные недостатки, которые решено было устранить. В Радоме недавно сделали ремонт», — сказала она. Захватчиков поезда она призвала одуматься и вернуться: «Беженцы не вычеркнуты из списков жителей, если отсутствуют в центре размещения менее трех дней, так что мы ждем их обратно».