Первым о том, что в СИЗО «Бутырка» содержатся предприниматели Андрей Бурлаков и Евгений Зарицкий, во вторник сообщил журнал Spiegel. По данным издания, их задержали на прошлой неделе, а уголовное дело о мошенничестве в особо крупных размерах было возбуждено против них в начале июня этого года. Согласно данным следствия, заместитель генерального директора «Финансовой лизинговой компании» (ФЛК) Бурлаков и его партнер Зарицкий, раньше занимавший пост гендиректора ФЛК, в период с февраля по август 2008 года заключали договоры ссуды с «фиктивными компаниями без покрытия».
Как пишет Spiegel, речь в уголовном деле идет о покупке Бурлаковым и Зарицким верфей Wadan в Висмаре и Ростоке-Варнемюнде в Германии: россияне приобрели их за 249 млн евро у норвежского концерна Aker Yards, который до этого купил корейский концерн STX. После покупки верфи переименовали в Wadan Yards. Председателем совета директоров стал Бурлаков, а Зарицкий – совладельцем. Компания FLC West, связанная с ФЛК, получила 70% акций компании, а корейскому концерну досталось 30%.
Купив верфи, Зарицкий и Бурлаков сразу заверили российские и немецкие власти, что возродят гражданское судостроение, сохранят на предприятии половину из 2,5 тыс. рабочих мест и обеспечат предприятию массу выгодных заказов.
Серьезность своих намерений топ-менеджеры подконтрольной российским властям ФЛК доказали сразу же: от «Норильского никеля» Wardan Yards получило заказ на постройку четырех контейнеровозов ледового класса. Правда, после этого других заказов из России не приходило, и дела предприятия начали ухудшаться.
Владельцы Wardan Yards несколько раз просили немецкие власти выдать им многомиллионные госкредиты, добавляя, что в противном случае им придется объявить предприятие, на которое Германия и Россия возлагали такие большие надежды, банкротом. Впрочем, госкредиты верфи так и не спасли, и их выкупил сын спецпредставителя президента России по международному энергетическому сотрудничеству Виталий Юсуфов. Как выяснилось сейчас, пишет Spiegel, Бурлаков и Зарицкий покупали Wardan Yards на деньги, незаконно выведенные из ФЛК, пользуясь услугами подставных фирм в Люксембурге, а также на Кипре и Виргинских островах.
Официально подтверждать арест предпринимателей в столичных правоохранительных органах в течение дня отказывались.
Однако источник «Газеты.Ru» в центральном аппарате МВД рассказал, что задержание действительно было и происходило при оперативном сопровождении Департамента экономической безопасности, а само уголовное дело, по которому Бурлакову и Зарицкому предъявлены обвинения, находится в производстве Следственного комитета при МВД.
Никаких официальных комментариев не удалось получить и от представителей ФЛК. В московском офисе компании «Газете.Ru» весь день отвечали, что «все руководство с утра на совещании, которое к последним новостям не относится, а когда вернется — неизвестно». По данным на 17.30 вторника, деловое совещание в ФЛК еще не закончилось.
К вечеру арест Бурлакова официально подтвердили только в Мосгорсуде. Его пресс-секретарь Анна Усачева, которую цитирует «Интерфакс», сообщила, что санкцию на заключение предпринимателя под стражу выдавал Тверской суд. «Судья Тверского районного суда вынес постановление о заочном аресте Бурлакова», — сказала Усачева. По ее словам, постановление судьи об аресте предпринимателя было вынесено заочно еще 6 ноября. «Мера пресечения в виде подписки о невыезде, избранная Бурлакову судом 2 ноября, была отменена», — пояснила пресс-секретарь, добавив, что на заседание суда бизнесмен не явился, в связи с чем был объявлен в международный розыск.
Глава агентства Infranews, занимающегося анализом транспортных проектов, Алексей Безбородов считает арест Бурлакова и Зарицкого «вполне закономерным». За деятельностью арестованных предпринимателей, ФЛК и проектом по покупке немецких верфей он следит уже давно: «Когда эти верфи только продали Бурлакову и Зарицкому, я сразу сказал, что это афера, это было очевидно». «Все очень просто: Бурлаков, и это официально сообщалось, пытался получать субсидии и от Германии, и от России. Только деньги эти не шли ни на что, как мы видим по этим верфям. Суть в том, что на покупку верфей зависимая от государства ФЛК брала деньги из госбюджета, только они вложили их в первое, что попалось под руку. Собственно, и покупать их было не нужно – российское и европейское судостроение находится при смерти уже давно, и реанимировать его уже никак нельзя. Тем не менее сделка состоялась», — сказал эксперт «Газете.Ru».