В четверг депутаты Госдумы будут добираться на работу своим ходом: водители парламентариев намерены объявить забастовку. Дежурные машины по вызову депутатам с января 2008 года предоставляет ООО «Счетспецтранс» — дочернее предприятие холдинга «Гема», одного из крупнейших в стране автодилеров. Фирма выиграла конкурс, условия которого были размещены на сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Кроме Госдумы «Счетспецтранс» обслуживает Совет федерации и Счетную палату.
На днях водителям сообщили о понижении зарплаты: «Нас вынудили подписать документы, по которым с 1 января 2010 года мы будем получать в три раза меньше, чем сейчас, то есть порядка 15 тысяч рублей», — рассказал «Газете.Ru» член инициативной группы Анатолий Дракон. У сотрудников «накипело», и 300 водителей решили в четверг утром перекрыть выезд с автобазы «Счетспецтранса» на Можайском шоссе.
Как только руководство компании узнало о готовящейся забастовке, водителям выдали внеочередной аванс. Но, по словам протестующих, эта «подачка» их не остановила.
«Мы назначили акцию на раннее утро, но намерены продолжать ее до упора, пока нас не услышат и не выполнят наши требования. Нас уже просто довели, сил нет», — заявил Дракон. Активист рассказал об остальных пунктах петиции: «За аварии мы платим франшизу, которая никак не регулируется. Сначала она $300, потом $500, в итоге доходит до $1000, и вдруг опять снижается до $500. Кто это регулирует — неизвестно. Спецодежду — костюмы — мы покупаем и чистим сами, а ведь нам положен хотя бы один за счет компании. После 14 часов смены еще два часа стоим в очереди на мойку — все это на улице, сейчас еще терпимо, но как зимой-то быть? Условий для труда нет никаких, даже раздевалки нормальной не построено. Есть так называемая комната водителя, но мне уютнее в углу на Ярославском вокзале, вот правда!»
Акцию, по словам водителя, специально назначили на четверг, потому что в этот день нет пленарного заседания. «Так что пленарку мы не сорвем. Надеемся, что депутаты нас поймут, потому что ну совсем тут накипело», — сказал Дракон. По его словам, из дома депутатов в привычные 7—8 часов утра могут и не забрать, хотя бессрочной забастовки водители не объявляют. Под угрозу в парламенте попадает назначенный на 10 утра совет Госдумы, слушания по Саяно-Шушенской ГЭС в комитете по энергетике, заседание фракции КПРФ и ряда комитетов, в том числе по госстроительству.
В самой Думе о забастовке водителей пока ничего не знают.
«По слухам, к «Счетспецтрансу» имеет отношение член Совета федерации Людмила Нарусова и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Об акции протеста меня не предупреждали, но лично я этих водителей поддерживаю и вообще сам бы к ним поехал, — заявил «Газете.Ru» депутат-коммунист Виктор Илюхин. — Условия работы и шоферов, и диспетчеров наших просто никудышные. Во-первых, база далеко, за МКАДом, очень неудобно, во-вторых, почти все под открытым небом стоит, ни гаражей, ни построек. Диспетчерская даже не отапливается! Несмотря на то что нам сменили ГАЗ-31 на Volkswagen и Volvo, я как стоял в пробках, так и стою, а человеческое отношение к водителям, к сожалению, пропало. Так что я их всячески поддерживаю».
«Мы рискуем завтра все не попасть на работу!» — переживал под конец пленарного заседания коммунист Анатолий Локоть, услышавший о забастовке водителей. А единоросс Артур Чилингаров сказал «Газете.Ru», что забастовка ему не страшна: «Я ничего о ней не знаю, мой водитель бастовать не будет. Что буду делать, если откажется везти? На метро доеду!»
Депутат от «Справедливой России» Олег Шеин сказал «Газете.Ru», что жалобы на обслуживание «Счетспецтранса» начали поступать уже через месяц после выигранного тендера.
«Гараж транспортной фирмы перенесли из центра Москвы на Можайское шоссе, из-за чего вызвать водителя оперативно получалось не всегда, а столичные маршруты они знали плохо. Это и не удивительно: на ту зарплату, что предлагали в этой компании, шли только приезжие ребята. Там страшнейшая текучка кадров», — объяснил Шеин. В апреле 2008 года водители сами обратились к нему с жалобой на условия, в которых им приходится работать. Депутат направил запрос в Роструд, который усмотрел в действиях «Спецсчетранса» нарушение сразу восьми статей Трудовкого кодекса. «Тогда ведомство установило, что режим рабочего дня у людей не соответствует нормам, как и бытовые условия. Кроме того, им не был предоставлен оплачиваемый отпуск за 2007 год», — рассказал Шеин.
По его словам, некоторые водители связались с ним и в эту среду, рассказав, что компания собирается перевести их на новый формат оплаты:
«Им будут платить по 50 рублей в час. При 167-часовом рабочем месяце это копейки».
Забастовка, говорит Шеин, конкретно на его работе никак не скажется. «Я доберусь до Госдумы на общественном транспорте, – сказал он. – Приеду на работу и снова напишу жалобу в Роструд».
Сотрудники «Счетспецтранса» в среду вечером для комментариев были недоступны.