В 2011 году девятиклассники будут сдавать аттестационные экзамены в форме ЕГЭ. Об этом «Газете.Ru» сообщили в Рособрнадзоре. Сейчас в девятом классе школьники сдают ЕГЭ только в качестве эксперимента — правда, длится он уже в течение пяти лет. О «новой форме итоговой аттестации» для девятиклассников руководитель ведомства Любовь Глебова говорила и в онлайн-интервью «Газете.Ru» в апреле. «Никакого ЕГЭ в девятом классе нет. Есть государственная итоговая аттестация по итогам девяти классов, проводимая в новой форме. Субъекты РФ могут выбирать форму тестирования для оценки уровня усвоения знаний по итогам девятого класса. Тестирование и ЕГЭ не являются синонимами, не одно и то же. Тестирование — это способ оценки наряду с другими видами», — сказала тогда Глебова.
Теперь ситуация в ведомстве изменилась. 2010 год, планируют в Рособрнадзоре, может стать последним годом эксперимента, как ранее в 2008 году в последний раз проводился ЕГЭ в 11-м классе. Не исключено, что уже к 2011 году форма аттестации в виде теста после окончания девяти классов уже будет узаконена.
«Потому что такую необходимость диктует жизнь. Требуется единообразие системы: если при окончании школы сдают ЕГЭ, он должен быть и на промежуточном этапе. Возможно, что узаконить новую форму сдачи экзамена можно будет уже к 2011 году», — сказали в Рособрнадзоре. Правда, в ведомстве отметили, что пока никаких приказов и актов еще не подготовлено и, как будет проходить экзамен в штатном режиме, пока неясно.
Тем не менее учителей уже сейчас интересует ряд важных вопросов, касающихся аттестационных экзаменов в девятом классе: будут ли школьники, не сдавшие экзамен, переведены в 10–11-е классы, смогут ли девятиклассники пересдать «двойки», а также останутся ли обязательными только математика и русский язык или в специализированных школах придется сдавать ЕГЭ по профильным предметам.
Источник в одной из российских школ, где весной 2009 года ЕГЭ по русскому языку был обязательным, рассказал «Газете.Ru», как проходил эксперимент. «Впечатление от ЕГЭ в девятом классе у нас остались очень сложные, есть над чем подумать, — говорит собеседник. – В 2008 году ученики еще могли выбирать между традиционной формой (изложение или мини-сочинение и математика) и тестом. В начале 2008/2009 учебного года мы еще не знали, как будут сдавать аттестационные экзамены по русскому и математике наши ученики, поэтому пришлось готовить их и к тому и к другому варианту. А ведь это два противоположных подхода».
О том, что ЕГЭ по русскому языку для девятиклассников школы сделали обязательным в рамках эксперимента, учителя узнали только в середине учебного года.
В отличие от выпускников, которые приезжали в пункты сдачи ЕГЭ, девятиклассники писали тесты в своих классах и в собственной школе. «Это, конечно, психологически переносится легче», — пояснил педагог. У учителей, по словам собеседника, только потребовали, чтобы экзамен не принимали педагоги по русскому языку. В работах, как и в выпускном ЕГЭ, также было три части. Первая — в виде теста, в котором школьникам предлагалось ответить на вопросы по орфографии и пунктуации. Во второй части ученик должен был написать мини-изложение, а в третьей – мини-сочинение о частях речи. «Методика проверки работ была совсем другая, нежели при обычных экзаменах. При этом проверка показала, что некоторые дети даже не приступали ко второй или третьей части, хотя мы точно знали, что они писали и изложения, и сочинения. Не знаю, были ли это человеческие или компьютерные ошибки. Нам приходилось подавать апелляции, узнавать коды работ, доказывать, что ученики писали другие части», — делится собеседник.
Учеников, не сдавших ЕГЭ по русскому, без аттестата за девятый класс не оставили.
Баллы тестов переводили в традиционные оценки – «пятерки», «четверки», «тройки» и «двойки». Тем, кто получил «неуд», через пять дней предлагалось сдать экзамен в традиционной форме. «Поэтому, естественно, экзамен прошел не так стрессово. Все получили на традиционном экзамене свои тройки и разошлись. Без этого ЕГЭ убил бы всех», — пояснил собеседник. В рамках эксперимента уходящим из школы ученикам сертификаты о сдаче госэкзамена не давали: его результаты были вписаны в общий список обычного аттестата о неполном среднем образовании. Какой документ на руки будут получать девятиклассники, когда ЕГЭ станет для них обязательным, пока неизвестно.
По мнению преподавателей, тесты, предложенные девятиклассникам, несмотря на «творческие части», совсем не похожи на привычные экзаменационные задания. «Чтобы их принять, девятиклассникам нужно было жить с мыслью о ЕГЭ с пятого класса. Конечно, будущим школьникам будет легче, они будут знать методику», — говорит учитель.
В школах уже никто не сомневается, что ЕГЭ останется и в 9-х, и в 11-х классах. «Но к любому нововведению нужно относиться очень серьезно. В ЕГЭ много недоработанных технологических и методических моментов. Их не должно быть в штатном режиме. Я считаю, что делать КИМы по ЕГЭ должны конкретные люди – заслуженные педагоги, методисты. И они должны открыто обсуждать свои решения с профессиональной общественностью», — считает учитель.