На вынесение вердикта по делу генерал-майора Валерия Знахурко, обвиняемого в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 159 и ст. 285 УК РФ соответственно), у присяжных ушло около четырех часов. Уголовное дело в отношении высокопоставленного военного слушалось в Московском окружном военном суде (МОВС). Вместе со Знахурко на скамье подсудимых оказалась директор коммерческой фирмы «Артесс» Татьяна Романова. Как утверждали в ходе процесса представители военной прокуратуры, подсудимые поставили в российские военные части 14 тысяч некачественных бронежилетов. Изготавливала их фирма Романовой, а генерал Знахурко помогал наладить поставки и убедить военных, что бронежилеты, которые легко пробивают пули от пистолета Макарова и мелкие осколки, соответствуют стандартам качества.
Присяжные прокуратуре не поверили: вину Знахурко и Романовой они сочли недоказанной и вынесли оправдательный вердикт.
«Голоса присяжных в отношении Романовой разделились семь против пяти в пользу невиновности. За оправдание генерала Знахурко высказались девять из двенадцати присяжных, и его освободили из-под стражи прямо в зале суда», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь МОВС Александр Минчановский. Романова в отличие от генерала не была арестована и во время суда находилась под подпиской о невыезде. Услышав вердикт присяжных, подсудимая не выдержала и разрыдалась. Генерал, выйдя из-за прутьев решетки, просил телеоператоров его не снимать, стесняясь спортивного костюма, который он носил, пока был в СИЗО.
Следствие по делу Знахурко и Романовой длилось около трех лет. Все это время оба обвиняемых отказывались давать показания, ссылаясь на 51-ю статью Конституции РФ, которая позволяет не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников. Впрочем, следователи считали, что и без показаний подсудимых у них достаточно веских доказательств — например, результаты экспертизы поддельных бронежилетов и показания свидетелей. За три года в деле накопилось 230 томов.
По данным следствия, Знахурко, который в 1999 году работал начальником управления снабжения Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ, получил от командования задание найти фирму — поставщика бронежилетов и заключить с ней договор. Жилеты, которые должен был купить для военных генерал, предназначались для офицеров и солдат Сухопутных войск, участвующих в боевых действиях на Северном Кавказе. Знахурко заключил договор с ЗАО «Артесс», совладелицей которого была Романова. По данным следствия, пока не поступил генеральский заказ, эта многопрофильная фирма пошивом бронежилетов не занималась, но после заключения договора там был создан специальный цех.
Романова и Знахурко снабжали военные части бронежилетами шесть лет — до 2005 года. Производителям изготовление одного жилета обходилось в сумму чуть больше 200 рублей.
Военные жаловались на низкое качество изделий, которые не выдерживали даже попадания мелких осколков, да и просто рвались после нескольких недель ношения. Но Знахурко убеждал руководство частей, что с бронежилетами все в порядке, ссылаясь на то, что фирма-производитель регулярно проводит испытания. Согласно материалам дела, Романова действительно отправляла жилеты на спецполигон: на несколько сотен подделок изготавливался один качественный жилет, который успешно проходил все испытания. Но в 2005 году военные следователи решили провести независимую экспертизу, проверив несколько жилетов из партии, поступившей в одну из частей СКВО. Пули и осколки пробили броню насквозь, и после более масштабных проверок со складов изъяли 14 тыс. бронежилетов производства фирмы «Артесс». Генерала отстранили от должности, в 2006 году он из армии уволился, а в конце 2008 года был взят под стражу.
Как подсчитали следователи, из-за действий Знахурко и Романовой госбюджет недосчитался 203 млн рублей. Из них 110 млн было потрачено на изготовление жилетов, а 93 млн обвиняемые присвоили.
О том, сколько солдат и офицеров пострадало или погибло из-за мошеннических действий генерала, в материалах дела не говорится — во всяком случае, таких данных представители гособвинения не представили суду присяжных. Сами подсудимые, выступая с последним словом на прошлой неделе, заявили, что виновными себя не признают и никаких преступлений не совершали. После принятого коллегией присяжных решения МОВС может вынести только оправдательный приговор. Произойдет это вскоре после обсуждения вердикта присяжных, которое назначено на 30 сентября.