Адвокаты шестерых студентов, избитых в ОВД «Сокольники» в апреле 2008 года, обжаловали действия следователя следственного отдела Преображенской межрайонной прокуратуры Алексея Кобзаря, который прекратил уголовное дело в отношении «неустановленных сотрудников милиции», издевавшихся над подростками в отделении. Как рассказал «Газете.Ru» адвокат одного из пострадавших, студента третьего курса физмата РУДН Всеволода Остапова, Евгений Черноусов, о том, что дело закрыто, следователи молчали целый месяц. «Мы узнали случайно, пришли к следователю по делу, и он объявил: «А вы разве не знаете? Я прекратил дело еще 10 августа за отсутствием состава преступления», — вспоминает беседу со следователем Кобзарем защитник.
Дело по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия) расследовалось с июля 2008 года, возбудить его удалось, только когда за Остапова и других молодых людей вступились правозащитники. Личности милиционеров — со слов пострадавших, их били не меньше 15 человек — так и не установили. Следователь, вопреки требованиям защиты, не провел проверку показаний студентов на месте — в отделении «Сокольники», где они могли бы указать на сотрудников милиции, которые их били.
Как пояснил адвокату следователь Кобзарь, через год и два месяца после начала расследования он решил, что доверять показаниям студентов не стоит.
При этом в постановлении о прекращении дела не идет речь о том, что избиения не было. Но, по мнению следствия, милиционеры не вышли за рамки предоставленных им законом полномочий, а признавать Остапова и его приятелей потерпевшими оснований нет. «Все они придерживаются антифашистских и коммунистических взглядов, принимают участие в так называемых акциях прямого действия, принимали участие в несанкционированных массовых мероприятиях и хулиганских действиях», — говорится о задержанных в постановлении. «То есть логика следователя такова: из-за того, что они являются антифашистами или коммунистами или еще почему-то следователям не понравились, их можно бить и не нести за это ответственности», — рассуждает адвокат Черноусов. Сам следователь Кобзарь отказался от комментариев по закрытому им делу, пояснив «Газете.Ru», что давать информацию, касающуюся уголовных дел, ему не разрешает начальство. Застать на месте руководство Преображенского следственного отдела в среду не удалось.
Узнав, что за нанесенные им травмы никто из милиционеров не ответит, пострадавшие также обнаружили, что они состоят на учете в управлении по борьбе с экстремизмом ГУВД Москвы.
«В этом же постановлении сказано, что за свои антифашистские взгляды пятеро ребят (все, кроме Остапова) состоят на учете в милиции. За что? Теперь коммунистом или антифашистом быть — это преступление?» — возмущается адвокат. По словам Черноусова, о незаконной постановке молодых людей на учет он уже сообщил правозащитнику Льву Пономареву, который обратится в МВД России с требованием разъяснить, на каком основании это было сделано. Сами пострадавшие будут обжаловать постановку на учет в Генпрокуратуре.
Всеволода Остапова, Кирилла Карязина, Олега Колесникова, Олега Добржанского, Семена Овчаренко и Бориса Рощупкина задержали у метро «Сокольники» 4 апреля 2008 года. Троим подросткам на тот момент еще не было 18 лет. Сотрудники патрульно-постовой службы подошли к Остапову, который стоял с бутылкой пива, и заявили, что он должен пройти в отделение милиции, так как незаконно распивает спиртные напитки. Студент сказал, что закон вроде бы не нарушает, но не хочет конфликта, и поставил бутылку в урну. Милиционеры настаивали на задержании. Вместо ответа на вопросы молодых людей о том, на каком основании их друга хотят отвезти в отделение, постовые вызвали подкрепление. Студентов избили, затолкали в машины и отвезли в ОВД «Сокольники».
По словам Остапова, которого привезли позже других, войдя в здание ОВД, он увидел, как в разных помещениях милиционеры бьют его друзей: один валялся на полу, и его избивали ногами, нанося удары в основном по голове, второго головой били о стену, третьему разбили о голову табурет. У 25-летнего Карязина, которого избивали ногами, книжками, найденными у него в сумке, а потом применили электрошокер, случился сердечный приступ. В больницу пострадавшего доставили только через пять часов. Через несколько часов всех, кроме Остапова, выпустили. 19-летнего студента-математика продержали в ОВД до часа ночи, составив на него протокол о нападении на сотрудника милиции.
«Вскоре было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). В нем говорится, что Сева, «действуя умышленно с целью совершения насилия», напал на старшего сержанта ППС Владимира Тарасова. Он якобы направил на него газовый баллончик и брызнул в лицо», — рассказал «Газете.Ru» Черноусов. В том же постановлении о возбуждении уголовного дела говорится, что 19-летний студент с такой силой ударил старшего сержанта милиции в пах, что тот потерял сознание и очнулся только в больнице. За те действия, которые вменяют Остапову, ему грозит от 200 тыс. рублей штрафа до 5 лет лишения свободы.
Сейчас дело против Остапова следователь уже в четвертый раз пытается направить в суд.
«Он пытается спихнуть дело в суд, но Преображенская прокуратура не утверждает обвинительное заключение. При этом прекратить дело прокуратура тоже не может. Дело против Остапова — своего рода громоотвод для милиционеров и покрывающих их следователей. Сколько это будет длиться и чем закончится, непонятно», — говорит адвокат Черноусов.