В четверг восьми подозреваемым в захвате сухогруза Arctic Sea, перевозившего груз древесины из Финляндии в Алжир, были предъявлены официальные обвинения. Дмитрию Бартеневу, Алексею Булеву, Дмитрису Савинсу, Евгению Миронову, Игорю Борисову, Андрею Луневу, Виталию Лепину и Алексею Андрюшкину инкриминируются п. «а» ч. 3 ст. 126 УК РФ и ст. 227 УК РФ (похищение человека и пиратство, совершенное организованной группой). Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Бартенева Константин Барановский, в среду вечером предполагаемых пиратов еще раз допросили в здании главного следственного управления (ГСУ) Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ в Техническом переулке, а в четверг около 16.00 снова доставили их туда же, где им были предъявлены обвинения.
Версия СКП в целом мало отличается от той, что еще до того, как 17 августа Arctic Sea был освобожден у берегов Кабо-Верде, публиковалась в российских и зарубежных СМИ.
По данным следствия, «в целях реализации единого преступного умысла, направленного на захват сухогруза Arctic Sea и перевозимого им груза», обвиняемые запаслись огнестрельным оружием, масками и жилетами с надписью Police (правда, ранее в ГСУ заявляли, что на жилетах было написано Policia) и надувной лодкой типа «Зодиак». В ночь на 24 июля, сообщили «Газете.Ru» в СКП, когда сухогруз проходил мимо берегов Швеции, но находился «вне юрисдикции какого-либо государства», пираты подошли к судну на лодке и напали на него. Угрожая оружием, они закрыли 15 членов экипажа в каютах. От дальнейших комментариев в СКП воздерживаются, добавляя лишь, что расследование уголовного дела продолжается.
Остается неясным, куда захватчики собирались перегонять сухогруз, а главное – почему груз древесины, пусть и стоивший 2 млн евро, представлял для пиратов столь большую ценность, что они пошли на такой риск, нападая на сухогруз у тщательно охраняемых берегов Швеции.
У обвиняемых, впрочем, своя версия: на сухогруз они поднялись не с оружием, а с просьбами о помощи. Как они ранее заявляли, в море они вышли по долгу службы – все они работали экологами в организации, чье название они до сих пор сообщить не могут. В ночь на 24 июля они вышли в море, где у них кончился бензин. Поделиться топливом они попросили экипаж проходившего мимо сухогруза, которым оказался Arctic Sea. Моряки пообещали помочь с поисками топлива для их лодки. Но почему корабль оказался в итоге у берегов Кабо-Верде, неясно до сих пор.
По словам следователей, все это должно проясниться, когда сухогруз прибудет в Новороссийск, где будут проходить дальнейшие следственные действия. Чтобы полноценно обыскать судно, принадлежащее финской компании и ходившее под флагом Мальты, российские следователи обратились в Басманный суд с ходатайством о его аресте, которое накануне было удовлетворено. Как ранее заявлял глава СКП Александр Бастрыкин, в ходе более тщательного обыска на сухогрузе, возможно, и будет найден тот самый «секретный груз», о котором столько писали СМИ, называвшие самые разные версии: от наркотиков до крылатых ракет для Ирана.
Как стало известно «Газете.Ru», Arctic Sea, на борту которого остались четверо членов экипажа (11 остальных моряков находятся на допросах в Москве), прибудет в порт Новороссийска уже в середине сентября.
Впрочем, ранее главред интернет-издания «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко, который первым сообщил о пропаже Arctic Sea, со ссылкой на одного из посетителей форума на своем сайте заявил, что корабль на самом деле дрейфует между Кабо-Верде и Канарами. Однако, как сообщил источник «Газеты.Ru» в компании-операторе сухогруза Solchart-Архангельск, в настоящее время судно на буксире российского военного корабля «Ладный» приближается к Гибралтару.